No Image

Требование о наличии лицензии по 44 фз

СОДЕРЖАНИЕ
5 просмотров
16 ноября 2019

В каких случаях заказчик обязан требовать лицензию

Заказчик вправе требовать от всех участников торгов подтверждения законности осуществления деятельности на территории РФ. Таким подтверждением выступают лицензии, они разрешают исполнителю заниматься тем или иным видом деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Она может быть запрошена в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере госзаказа, а именно п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Однако прописывать требование о лицензии в закупочной документации можно только в том случае, когда объект закупки представляет собой лицензируемый вид деятельности. Все виды деятельности, закупка которых в обязательном порядке должна сопровождаться требованием предоставления лицензионных документов, закреплены в 99-ФЗ от 04.05.2011 (п. 1 ст. 12 99-ФЗ).

В случае непредоставления исполнителем подтверждающих документов закупочная комиссия заказчика имеет право отстранить такого поставщика, так как ее члены обязаны проверять каждого участника закупки на соответствие установленным в закупочной документации требованиям (ч. 8 ст. 31 44-ФЗ).

Таким образом, заказчик устанавливает в ЗД требования к поставщикам предоставлять лицензии только в том случае, если закупаемые ТРУ относятся к видам деятельности, подлежащим обязательному лицензированию в соответствии с актуальными законодательными нормами (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1051 от 18.04.2016).

Лицензии в запросе котировок

Для того чтобы ответить на вопрос, вправе ли заказчик предъявлять требование об обязательном наличии лицензии при проведении запроса котировок, необходимо рассмотреть ряд положений 44-ФЗ. Если организация-заказчик планирует закупку лицензируемых услуг посредством проведения запроса котировок, то при проведении процедуры ей необходимо руководствоваться положениями ч. 2 ст. 72, определяющими регламент проведения ЗК.

Требования, которые могут быть предъявлены к участникам ЗК, закреплены в п. 1 ч. 1 ст. 73 44-ФЗ, и, согласно ч. 3 ст. 73, копия лицензии не входит в состав заявки. Так как заказчик не имеет права требовать иную информацию и документацию, кроме той, что приведена в ч. 3 ст. 73, то он не должен устанавливать требование о предоставлении документа во время запроса котировок. Заказчик также не вправе отклонять заявки, в которых нет копии (ч. 7 ст. 78 44-ФЗ). Все вышеизложенное подтверждается Письмами Минэкономразвития № Д28и-1971 от 07.04.2017 и № Д28и-1896 от 25.09.2014.

Как проверить документ поставщика

Заказчику необходимо проверить предоставленную участниками закупки лицензию по следующим параметрам:

  • соответствие видам деятельности, подлежащим обязательному лицензированию;
  • срок действия;
  • место выполнения работ — территория действия;
  • наличие или отсутствие в реестре выданных лицензий.

Участники закупки могут непреднамеренно исказить информацию в подтвердительной документации, но при этом нередки и случаи полной дезинформации заказчика. Поэтому проверять лицензионные документы нужно тщательно. Согласно п. 9 ст. 31, комиссия должна отстранить поставщика на любом этапе процедуры или отказаться от заключения контракта с победителем торгов в том случае, если будет обнаружено искажение информации, установленной в требованиях к заказу.

Члены закупочной комиссии могут воспользоваться следующими инструментами для проверки достоверности предоставленной информации:

  1. Официальный сайт Федеральной налоговой инспекции — для проверки сведений о статусе, адресе (юридическом и фактическом), месте выполнения работ и организационных данных участника закупки.
  2. Проверка достоверности производится при помощи официальных сайтов служб, выдавших документ, например www.mchs.gov.ru, www.roszdravnadzor.ru.

Распространенные ошибки

Если у участника закупки отсутствует необходимая лицензия МЧС, для выполнения работ он может привлечь субподрядчика, который данный документ имеет, но только в том случае, если сам участник имеет лицензионные документы на выполнение работ по строительству, а монтажные работы включены в один лот со строительством. Если их у участника нет, то он обязан иметь лицензию МЧС и свидетельство о допуске к необходимым работам (Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-1183 от 20.01.2016).

Еще одной распространенной ошибкой является предоставление лицензии партнера, а не своей. Он должен предоставлять в составе заявки именно свой документ для подтверждения установленных ЗД требований, а не иных юридических лиц. При закупке строительных работ необходимо предоставить все свои свидетельства о допуске к конкретным видам работ либо подтвердить статус генерального подрядчика (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1542 от 28.05.2015).

Также заказчик не вправе отклонять заявку из-за окончания срока действия документа до завершения работ. Истечение срока ее действия до завершения работ по контракту не является основанием отклонить заявку, так как в период проведения закупочных процедур лицензия победителя была действующей (Решение Арбитражного суда Калининградской области по делу № А21-826/2015 от 25.05.2015).

Лицензирование отдельных видов деятельности дает основание заказчику при закупке работ, предполагающих наличие лицензии на их осуществление, устанавливать в документации требование о предоставлении участником закупки соответствующей лицензии. Однако с учетом возможности привлечения субподрядчиков к выполнению отдельных видов сложных составных работ такие требования непосредственно к участникам закупки могут быть признаны излишними и несправедливыми, поскольку препятствуют конкуренции, ограничивая число потенциальных участников закупки. Чем руководствоваться заказчику в таких ситуациях, чтобы и требования закона соблюсти, и должную конкуренцию обеспечить, рассмотрим на примере из практики с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Бюджетное казенное учреждение, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляет выбор подрядчиков на выполнение работ по валке деревьев, содержанию улично-дорожной сети округа, содержанию детских игровых площадок и т.п. путем проведения электронных аукционов. В состав указанных работ входят в том числе сбор и транспортировка собранного с этих территорий мусора, отходов от вырубки деревьев. Должно ли быть в аукционной документации требование о предоставлении участниками торгов лицензии на сбор и транспортировку мусора?

Читайте также:  Пособия для многодетных семей в москве

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, аукционная документация должна содержать требования к участникам аукциона, установленные согласно ч. 1, ч.ч. 1.1, 2, 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Одним из них является соответствие участников закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Требования к участникам закупки, не указанные в ст. 31 Закона № 44-ФЗ, заказчик устанавливать не вправе (ч. 6 этой статьи).

К требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов, таких, например, как свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия и т.п., которые в соответствии с законодательством требуются для осуществления определенных видов деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч. 2 ст. 1, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). В случае если в соответствии с законодательством РФ объект закупки, например, относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ обязан установить в извещении о проведении закупки требование к участникам закупки о наличии лицензии, свидетельства, разрешения и т.п., предусмотренных законодательством РФ, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ (письмо Минэкономразвития России от 18.04.2016 № Д28и-1051). Такие разъяснения давались в том числе применительно к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, которая подлежит лицензированию, согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 № Д28и-645).

Отходы отходам рознь

Согласно абзацу второму ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим федеральным законом. Сбором отходов признается прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (абзац семнадцатый ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя (абзац восемнадцатый ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Упомянутая в вопросе деятельность (выполнение работ по валке деревьев, содержанию улично-дорожной сети округа, содержанию детских игровых площадок) не отнесена законодательством к видам деятельности, для осуществления которых требуется получение лицензии (ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Согласно ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. Согласно этой классификации к V классу относятся практически неопасные отходы.

Статьей 20 Закона № 89-ФЗ предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя, в частности, федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Согласно п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792), ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в РФ и систематизированных по совокупности определенных классификационных признаков. Каждому виду отходов присваивается код, имеющий 11-значную структуру. Последний знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 – I класс опасности; 2 – II класс опасности; 3 – III класс опасности; 4 – IV класс опасности; 5 – V класс опасности (п. 9 Порядка).

В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками обозначены кодом 7 31 300 02 20 5, последняя цифра которого («5») указывает, что этот вид отходов относится к V классу опасности (практически неопасные отходы). К V классу опасности относится также мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства (код 7 31 200 02 72 5). Вместе с тем ФККО предусмотрен вид отходов «мусор и смет уличный», которому соответствует код 7 31 200 01 72 4, свидетельствующий об отнесении этого вида отходов к IV классу опасности.

Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по упомянутому в вопросе контракту может предполагать, в том числе сбор и транспортирование отходов IV класса опасности. Однако само по себе это, как представляется, не означает, что к участникам соответствующей закупки заказчик обязан предъявить требование о наличии лицензии, подтверждающей право на обращение с отходами. И вот почему.

Читайте также:  Уголовное дело по фамилии найти онлайн

Излишние требования ограничивают конкуренцию

Президиум ВАС РФ в постановлении от 19.04.2011 № 16692/10 сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой из содержания ст. 1 Закона № 89-ФЗ следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной. Данная позиция была сформулирована применительно к спору о необходимости получения управляющей организацией многоквартирного дома, осуществлявшей изъятие отходов из мест их образования (мусороприемных камер жилых домов) и перемещение их в контейнеры специализированной организации, лицензии на осуществление деятельности по сбору опасных отходов. Суд пришел к выводу о том, что в подобном случае деятельность общества как управляющей компании многоквартирного дома была связана исключительно с выполнением обязанностей по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, в рамках которых оно производит работы по изъятию отходов из мест их образования – мусороприемных камер жилых домов – и накоплению на специально оборудованной контейнерной площадке для последующего транспортирования, обезвреживания и размещения этих отходов специализированной организацией на основании заключенного с ней договора. Такие действия не являются деятельностью по сбору отходов, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).

Безусловно, в рассматриваемой ситуации исполнение контракта может быть связано с транспортированием отходов I–IV классов опасности. Однако, поскольку речь идет о контракте на выполнение подрядных работ, необходимо обратить внимание, что, согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ, в случае, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Поскольку Закон № 44-ФЗ не содержит правил, исключающих применение этой нормы, и из п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 этого федерального закона следует, что к отношениям по контракту применяются в том числе положения ГК РФ, подрядчик по контракту не лишен права привлечь к выполнению работ субподрядчика, если это не запрещено контрактом.

Более того, в правоприменительной практике распространена позиция, когда работы, для выполнения которых необходимо получение лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав иных работ по контракту, не относящихся к лицензируемым видам деятельности, учитывая, что при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, заказчик не вправе требовать от участника закупки предоставления соответствующей лицензии. Поэтому, если в рассматриваемой ситуации подрядчик не лишен будет возможности привлечь к исполнению обязанности по транспортировке мусора иных лиц (субподрядчиков), то, учитывая, что сбор и транспортирование мусора, который может относиться к опасным отходам, составляет лишь часть работ по контракту и не является самостоятельным объектом закупки, требование заказчика о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов I–IV классов опасности может быть расценено антимонопольным органом и судом как неправомерное (решение УФАС по Республике Алтай от 15.03.2016 № 27-К/16).

Пятьдесят на пятьдесят

Не следует забывать, что одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип обеспечения конкуренции. Применение этого принципа означает запрет на совершение заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 этого Закона).

В некоторых случаях антимонопольные органы указывают, что если в один лот включены услуги или работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих данной лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лично и, соответственно, о необходимости предоставления в составе заявки на участие в аукционе указанной лицензии противоречит положениям Закона № 44-ФЗ (решение Архангельского УФАС России от 22.09.2015 № 04-05/5617). Поэтому, если заказчик не имеет возможности обосновать наличие объективной необходимости в личном выполнении подрядчиком всех работ, связанных со сбором и транспортированием опасных отходов, которые могут обнаружиться в ходе исполнения контракта, он, как следует полагать, не вправе ограничивать участие в закупке лиц, не имеющих соответствующей лицензии, запрещая им привлекать к выполнению таких работ субподрядчиков, у которых необходимая лицензия имеется.

С другой стороны, в судебной практике встречается подход, признающий за заказчиком в подобных ситуациях право требовать от участника закупки подтверждения наличия лицензии, однако при этом допустимо предоставление лицензий (копий лицензий) субподрядчиков, которых такой участник планирует привлечь к выполнению работ по контракту (например, постановление АС Волго-Вятского округа от 27.08.2015 № Ф01-3403/15). Можно обнаружить в правоприменительной практике и иные примеры признания правомерным установления заказчиком соответствующих требований (решение УФАС по Краснодарскому краю от 17.12.2015 № ЭА-1373/2015).

Принимая во внимание неоднозначность отдельных формулировок Закона № 89-ФЗ и отсутствие единообразного подхода к рассматриваемому вопросу в правоприменительной практике, невозможно однозначно ответить на вопрос, вправе ли заказчик в приведенной ситуации требовать от участников закупки наличия лицензии на выполнение работ по сбору и транспортировке отходов I–IV классов опасности. Учитывая все вышеизложенное, можно лишь констатировать, что существует правовой риск признания такого требования неправомерным с вытекающими отсюда негативными последствиями для заказчика (ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106, ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ). Однако в случае возникновения спора в данной ситуации суд будет исходить из конкретных обстоятельств дела и даст им собственную правовую оценку, в связи с чем оценить вероятность того или иного результата судебного разбирательства не представляется возможным. Также необходимо помнить, что за официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в ФАС России.

Читайте также:  Иск о признании членом семьи нанимателя

Статьи по теме

Разберемся, когда контрактный управляющий может потребовать у участника конкурса лицензию, а в каких случаях Закон № 44-ФЗ это запрещает.

Наличие лицензии на производство товара, проведение работ или оказание услуги у поставщика – не только показатель его профессионализма, но и залог качественного исполнения контракта для заказчиков по 44-ФЗ.

Особенности проведения конкурса по 44-ФЗ

Напомним, конкурс – один из конкурентных способов определения поставщика, подрядчика или исполнителя в рамках 44-ФЗ . Открытый конкурс предполагает, что информация о его проведении является общедоступной, закрытый – что информация о конкурсе строго конфиденциальна. Победителем конкурса становится участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия выполнения контракта – с точки зрения конечной стоимости и объема выполненных работ, например.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Полезно знать:

Стать участником конкурса могут как юридические, там и физические лица, в том числе, частные предприниматели. Согласно 44-ФЗ, не допускаются к участию в конкурсе только юрлица, зарегистрированные в офшорной зоне. При проведении конкурса организатор закупки должен разместить извещение о его проведении, где указывает, в том числе, требования к участникам и требование к наличию у них определенного списка документов.

Весь список документов, которые контрактный управляющий вправе требовать от участников закупки, прописан в 44-ФЗ. Среди них – данные о компании (название, адрес компании, ФИО и паспортные данные – для физических лиц, например), выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а также лицензии. Требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, не прописанную в 44-ФЗ, не допускается.

«Как обеспечить исполнение контракта и гарантийные обязательства по 44-ФЗ?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение. Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика. Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

Наличие лицензии – одно из требований к участникам конкурса по 44-ФЗ

Возможность установления требования о наличии лицензии к частникам закупки вытекает из п. 1 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. Речь идет не только о лицензии, но и о СРО – в общем, обо всех специальных документах, позволяющих юрлицу заниматься определенными видами деятельности. Это обязательное требование ко всем участникам закупки.

Отметим сразу, что речь идет только о случаях, когда объект закупки является лицензируемым видом деятельности. Отсутствие лицензий у таких компаний грозит ей отстранением от участия в конкурсе, так как это заведомо говорит о некачественном выполнении ими работ.

Посмотреть, в каких случаях от участников закупки в рамках 44-ФЗ необходимо требовать лицензии можно в Законе №99-ФЗ от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». В п.1 ст. 12 Закона №99-ФЗ указано более 50 видов деятельности, которые полежат обязательному лицензированию. Среди них, например – производство подслушивающих средств и средств защиты конфиденциальной информации, хранение и уничтожение химического оружия, тушение пожаров, теле- и радиовещание, некоторые виды противопожарной деятельности и деятельность в сфере образования.

Если закупка связана со строительными работами, список лицензируемых видов деятельности можно найти в Приказе Минрегиона от 30 декабря 2009 года №624 «Перечень изыскательных, проектных, строительных видов работ, требующих лицензию СРО».

Еще раз отметим, прописывать требование о наличии лицензии можно только по отношению к тем объектам закупки, которые подлежат лицензированию.

Лицензии участников закупки в рамках 44-ФЗ: нюансы и подводные камни

Прописывать требование о наличия лицензии у участника закупки контрактному управляющему следует максимально осторожно — здесь есть несколько нюансов. Рассмотрим некоторых их них.

Так, если объект закупки лицензии не предполагает, а один из видов работ, входящих в объект закупки требует этот документ, требовать наличие лицензии не допустимо — такое требование будет ограничивать конкуренцию. В таком случае данный вид работ победитель закупки должен будет отдать на субподряд тому, кто необходимой лицензией обладает.

Отметим также, что в законе не указано, в течение какого времени должна лицензия действовать. Поэтому контрактный управляющий не в праве установить требование, чтобы, например, лицензия действовала в течение всего срока выполнения работ – это нарушение 44-ФЗ.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку

Комментировать
5 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector