No Image

Протокол осмотра сгоревшего автомобиля

СОДЕРЖАНИЕ
754 просмотров
16 ноября 2019

Осмотр окружающей территории

Фиксация местонахождения транспортного средства на момент осмотра

Автомобили

Осмотр места пожара при загорании автомобиля подразумевает осмотр не только самого сгоревшего автомобиля, но и места (территории), где он находился во время пожара. Проводится осмотр в определенной последовательности с фиксацией всех этапов осмотра на фото — или (желательно) видеокамеру (см. гл. 10).

Практика исследования пожаров показывает, что после тушения автомобиль часто находится не в том месте, где произошел пожар. Это может быть по следующим причинам:

— автомобиль убран с проезжей части, т. к. мешал движению;

— сгоревший автомобиль перевезен с места пожара в гараж или другое место владельцем;

— имела место неудачная попытка угона;

— автомобиль перемещен при тушении пожарными;

— произошло самопроизвольное движение автомобиля вследствие замыкания стартерного провода на основной в результате обгорания изоляции (как правило, это происходит у замка зажигания).

Последняя ситуация возможна, если автомобиль во время стоянки находился с включенной передачей. Поэтому необходимо обращать внимание на положение рычага переключения передач автомобиля.

Прилегающая территория осматривается в целях обнаружения следов преступника и средств поджога (факелов, спичек, зажигалок, емкостей из-под горючих жидкостей и т. п.), а также каких-либо искусственных препятствий быстрому тушению пожара.

Если автомобиль загорелся при движении, должны быть зафиксированы следы торможения (или отсутствие таковых), их точное расположение, направление, размеры и характер.

Отдельно осматривается место непосредственно под днищем автомобиля. При этом необходимо обращать внимание на характер повреждения от огня днища, наличие под ним посторонних предметов: битого стекла, оплавленных полиэтиленовых емкостей, оплавленных аэрозольных упаковок, остатков пиротехнических устройств, скопление (особенно у колес или под бензобаком) остатков сгораемого мусора и т. п.

При наружном осмотре описываются внешние механические и термические повреждения кузова, колес, дверей, капота, бензобака. Необходимо указать место, направление, размеры, характер повреждения. Указываются места расположения, размеры и форма сохранившихся участков красочного покрытия, протяженность зоны перехода от неповрежденного участка к поверхности, на которой полностью выгорело красочное покрытие (на этом участке поверхность металла имеет беловато-сероватый оттенок). Затем описываются следы отжига металла, появление на нем окалины, окопчения конструктивных элементов, деформация кузова.

Термические повреждения дверей, крышек моторного и багажного отсеков и крыльев желательно сопоставить с термическими повреждениями этих деталей с внутренней стороны, совмещая нижние зоны выгорания красочного покрытия на них.

Такой порядок осмотра дает возможность установить направленность распространения горения и, в первом приближении, место расположения очага (снаружи или внутри транспортного средства).

Особое внимание обращается на характер разрушения остекления:

место расположения осколков или оплавленных их частей (внутри салона или снаружи автомобиля);

характер закопчения осколков стекла (односторонний, с двух сторон, в местах разлома);

при обнаружении осколков стекла снаружи автомобиля обязательно указывать места расположения наиболее удаленных осколков.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1796 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Документ: Пособие
Название: Осмотр места пожара. Методическое пособие
Начало действия: 2004-01-01
Дата последнего изменения: 2006-03-30
Вид документа: Пособие
Область применения: Рассмотрены организационные и технические вопросы осмотра места пожара с применением современных методов и технических средств, особенности осмотра и изъятия на исследование отдельных объектов. Описана техника фото- и видеосъемки места пожара. Приложения содержат термины и определения, условные обозначения на планах и схемах, конструктивные элементы наиболее распространенных объектов, описываемых в ходе осмотра места пожара. Методическое пособие предназначено для пожарных дознавателей, инженеров испытательных пожарных лабораторий, пожарно-технических экспертов, курсантов и слушателей высших пожарно-технических учебных заведений.
Разработчики документа: ФГУ ВНИИПО МЧС России(171), ГУГПС МЧС России(20),

Ко вторым — жидкие органические вещества (двух- и трехатомные спирты, некоторые углеводороды) и мелкодисперсные твердые органические вещества (например, опилки, сахарный песок и пудра и т.д.), указанные выше порошки металлов.

При подозрении на химическое самовозгорание, связанное с экзотермическим взаимодействием двух веществ, необходимо в обязательном порядке затребовать сведения о веществах, которые могли находиться (храниться, транспортироваться) на объекте, где произошел пожар.

При осмотре места пожара необходимо:

а) исследовать окружающие конструкции и предметы для выявления зоны длительного низкотемпературного пиролиза. Как правило, при самовозгорании (химическом, в частности) выделяющегося тепла не хватает для обеспечения мгновенного развития пламенного горения. Процесс обычно на начальном этапе протекает в форме тления, в зонах, где имеются условия для аккумуляции тепла, и лишь через какое-то время переходит в пламенное горение. Поэтому надо пытаться выявить и зафиксировать подобные зоны тления;

Читайте также:  Пункт приема личного состава и техники

б) отобрать пробы угля в целях установления температуры и длительности пиролиза (см. гл. 5). Это необходимо, в частности, для подтверждения режима горения в исследуемой зоне (тление или пламенное горение);

в) отобрать пробы для последующих инструментальных исследований в целях обнаружения в очаговой зоне остатков реагировавших между собой веществ.

Характерно для органических дисперсных и волокнистых материалов, внутри которых возможна жизнедеятельность микроорганизмов (сена, соломы, овощей, зерна, фрезерного торфа и др.).

При отработке версии о микробиологическом самовозгорании по возможности необходимо получить следующие данные:

а) влажность сена на момент пожара (известно, что для микробиологического самовозгорания влажность должна быть не менее 16 %);

б) время, прошедшее после закладки (опасность самовозгорания сохраняется до 3-4 месяцев; наиболее вероятно оно в течение 10-30 суток);

в) размеры стога сена (по теоретической теплофизической оценке они должны быть не менее 2×2×2 м; при меньших габаритах стог не способен загореться, т. к. слишком велики теплопотери в окружающую среду).

Важно также выяснить условия хранения и сушки сена. Возможно очаговое (так называемое "гнездовое") возникновение процесса в результате попадания в стог более увлажненного сена или увлажнения отдельных участков через дырявую крышу сенохранилища. "Пластовое" самовозгорание может начаться при миграции влаги в массе сена из-за перепада температур, например, при неравномерном обогреве или охлаждении — при этом в периферийных слоях, вблизи поверхности, образуется конденсационная влага.

Квалификационные признаки микробиологического самовозгорания, выявляемые при осмотре места пожара:

1. Очаг расположен в центре стога или массива другого, склонного к микробиологическому самовозгоранию материала, а не снаружи. Если копна сена имеет поверхностное обугливание (обгорание), а внутри нет следов горения, то это не самовозгорание, а горение, возникшее от внешнего источника открытого огня, искры и т. д.

2. Наличие неразвившихся очагов, в том числе в отдельных кипах. Они представляют собой локальные агломераты сена различной степени термодеструкции (см. рис. 6.4).

6.16. Автомобили

Осмотр места пожара при загорании автомобиля подразумевает осмотр не только самого сгоревшего автомобиля, но и места (территории), где он находился во время пожара. Проводится осмотр в определенной последовательности с фиксацией всех этапов осмотра на фото — или (желательно) видеокамеру (см. гл. 10).

1. Фиксация местонахождения транспортного средства на момент осмотра

Практика исследования пожаров показывает, что после тушения автомобиль часто находится не в том месте, где произошел пожар. Это может быть по следующим причинам:

— автомобиль убран с проезжей части, т. к. мешал движению;

— сгоревший автомобиль перевезен с места пожара в гараж или другое место владельцем;

— имела место неудачная попытка угона;

— автомобиль перемещен при тушении пожарными;

— произошло самопроизвольное движение автомобиля вследствие замыкания стартерного провода на основной в результате обгорания изоляции (как правило, это происходит у замка зажигания).

Последняя ситуация возможна, если автомобиль во время стоянки находился с включенной передачей. Поэтому необходимо обращать внимание на положение рычага переключения передач автомобиля.

2. Осмотр окружающей территории

Прилегающая территория осматривается в целях обнаружения следов преступника и средств поджога (факелов, спичек, зажигалок, емкостей из-под горючих жид костей и т. п.), а также каких-либо искусственных препятствий быстрому тушению пожара.

Если автомобиль загорелся при движении, должны быть зафиксированы следы торможения (или отсутствие таковых), их точное расположение, направление, размеры и характер.

Отдельно осматривается место непосредственно под днищем автомобиля. При этом необходимо обращать внимание на характер повреждения от огня днища, наличие под ним посторонних предметов: битого стекла, оплавленных полиэтиленовых емкостей, оплавленных аэрозольных упаковок, остатков пиротехнических устройств, скопление (особенно у колес или под бензобаком) остатков сгораемого мусора и т. п.

3. Наружный осмотр корпуса автомобиля и описание его термических поражений

При наружном осмотре описываются внешние механические и термические повреждения кузова, колес, дверей, капота, бензобака. Необходимо указать место, направление, размеры, характер повреждения. Указываются места расположения, размеры и форма сохранившихся участков красочного покрытия, протяженность зоны перехода от неповрежденного участка к поверхности, на которой полностью выгорело красочное покрытие (на этом участке поверхность металла имеет беловато-сероватый оттенок). Затем описываются следы отжига металла, появление на нем окалины, окопчения конструктивных элементов, деформация кузова.

Термические повреждения дверей, крышек моторного и багажного отсеков и крыльев желательно сопоставить с термическими повреждениями этих деталей с внутренней стороны, совмещая нижние зоны выгорания красочного покрытия на них.

Такой порядок осмотра дает возможность установить направленность распространения горения и, в первом приближении, место расположения очага (снаружи или внутри транспортного средства).

Читайте также:  В какие войска берут с маленьким ростом

Особое внимание обращается на характер разрушения остекления:

место расположения осколков или оплавленных их частей (внутри салона или снаружи автомобиля);

характер закопчения осколков стекла (односторонний, с двух сторон, в местах разлома);

при обнаружении осколков стекла снаружи автомобиля обязательно указывать места расположения наиболее удаленных осколков.

4. Выявление и описание термических поражений внутри салона

При описании повреждений от огня внутри салона транспортного средства фиксируются характер и степень выгорания обшивки салона, сидений (закопчение; поверхностное обугливание; выгорание на определенную глубину, сплошное или пятнами; полное выгорание "до металла"; величина и направленность деформации металлического каркаса), а также наслоение копоти на внутренних поверхностях ветрового, заднего стекла и остекления дверей салона (в том числе на остатках остекления).

Отдельно, на стадии динамического осмотра, изучается состояние покрытия пола. Если он обгорел, фиксируются размер и форма зоны обгорания, ее расположение (с фото- и видеосъемкой).

Особое внимание обращается на наличие внутри салона посторонних предметов: камней, оплавленных емкостей, битого стекла (не имеющего отношения к остеклению автомобиля), а также остатки предметов и технических устройств, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых и иных веществ.

Осмотр и описание состояния моторного отсека желательно проводить с использованием принципиальной и монтажной схем.

Необходимо как можно более подробно описать характер термических повреждений двигателя с определением места наибольшего повреждения его от огня и наличия или отсутствия в этом месте штатной пожарной нагрузки — сгораемых деталей, а также возможности вытекания и выгорания топлива.

Описывается в различных зонах моторного отсека:

обугливание и выгорание краски на металлических деталях;

обугливание и выгорание изоляции проводов, резиновых деталей, расплавление (деформации) и выгорание пластмассовых деталей;

подплавление и расплавление деталей из цветных металлов и сплавов (в основном это силумин, реже — медные детали).

При осмотре системы топливоподачи должны быть описаны характер и степень термических поражений и разрушений бензобака, топливопроводов, бензонасоса, карбюратора. При осмотре систем топливоподачи с инжекторным двигателем необходимо особое внимание обращать на узлы и агрегаты, находящиеся под высоким давлением, и системы подачи воздуха.

При осмотре выпускного тракта особое внимание обращается на характер механического и термического повреждения коллектора и красочного покрытия корпуса автомобиля вблизи от него, глушителя (особенно в местах трещин и изломов).

На автомобилях, имеющих каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, необходимо осмотреть сам нейтрализатор и днище в зоне его установки. При сквозной коррозии днища возможны нагрев и зажигание внутренних отделочных материалов салона; очаг при этом обычно расположен около передней панели пола. Все страницы Постраничный просмотр:
<< 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 >>

Данную статью я хотел бы посвятить теме «Определение очага пожара в автомобиле». Определить очаг пожара в автомобиле позволит нам в дальнейшем установить правильную причину пожара.

Итак, условно осмотр сгоревшего автомобиля, как и осмотр места пожара, можно разделить на две стадии:
— статический осмотр;
— динамический осмотр.

О каждой стадии осмотра места пожара я уже писал в предыдущей статье.

Остановимся подробнее на статическом осмотре автомобиля после пожара. На данном этапе авто осматривается с внешней стороны, фотографируется. При этом важно зафиксировать место расположения осматриваемого объекта относительно окружающих объектов в пространстве (здания, сооружения, строения, участки местности). Затем производится фотографирование, при возможности, с четырех сторон и сверху.

Иногда, при первичном осмотре автомобиля на месте пожара, особенно при недостаточной видимости, не сразу можно найти характерные для очага пожара повреждения. Уже при работе над материалами дела, сидя перед монитором компьютера, рассматривая фотографии, можно дополнительно увидеть некоторые важные детали.

Ладно, идем дальше. Сначала автомобиль осматриваем с внешней стороны и фиксируем термические повреждения. Кузов из стали покрыт лакокрасочным покрытием, как правило, в несколько слоев: грунтовка, основная краска. Также кузов под грунтовкой практически всегда покрыт слоем цинка или другого металла.

При тепловом воздействии с лакокрасочным покрытием происходят следующие изменения (по возрастанию, от более слабых к более сильным):
— потемнение (карбонизация) различной степени;
— вспучивание, отслоение и обугливание лакокрасочного покрытия;
— выгорание основы (пленкообразующего вещества) лакокрасочного покрытия;
— отслоение оставшихся негорючих пигментов от кузова;
— образование слоя окалины красного цвета;
— образование слоя окалины черного цвета.

В зависимости от интенсивности и длительности горения в том или ином месте автомобиля формируются соответствующие признаки очага пожара в автомобиле.

Читайте также:  Задачи по правам потребителя с ответами

Иногда пигменты, входящие в состав лакокрасочного покрытия могут менять свой цвет в зависимости от температуры, до которой они нагревались. Это видно на фото, приведенных ниже. Как видно, в местах, где тепловое воздействие было незначительным, краска выгорела с образованием белого налета, а там где температурное воздействие было более значительным, пигменты имеют красную окраску и внешне воспринимаются как окалина, хотя это не так.

Также отчетливо видно, что при развитии горения боковые двери с правой стороны автомобиля были открыты, что несомненно несет в себе дополнительную и очень важную информацию.

Итак, термические повреждения лакокрасочного покрытия кузова мы рассмотрели, переходим далее к следующей особенности. Поскольку конструкция автомобиля имеет довольно сложную конфигурацию, в отличие от зданий, помещений и других объектов, то при осмотре целесообразно сравнивать термические повреждения подобных элементов конструкции, особенно когда автомобиль сгорел почти дотла.

Итак, сравнивать необходимо следующие детали и конструкции слева и справа:
— боковые двери;
— колеса;
— стойки;
— ребра жесткости крыши;
— крылья;
— другие элементы конструкции, расположенные по обе стороны.

Далее привожу несколько фотографий, на которых сравниваются идентичные конструкции внутри салона автомобиля. В качестве примера взят УАЗ-3909. Кузов имеет грузовой, пассажирский и водительский отсеки.

Как видно на приведенном фото, наибольшие термические повреждения наблюдаются в пассажирском отсеке на перегородке, отделяющей пассажирский отсек от грузового. Левая часть перегородки покрыта окалиной черного цвета, что свидетельствует о более длительном и интенсивном горении в левой части пассажирского (багажного отсека). Если обратить внимание на крышу над пассажирским отсеком, то можно заметить следующее: ребра жесткости и сама крыша (металлическая обшивка каркаса) покрыты окалиной черного цвета в левой задней части пассажирского отсека, что свидетельствует о более длительном и интенсивном горении в данном месте.

На представленном снимке показан багажный отсек сгоревшего ВАЗ-2110. Видно, что на левой колесной арке лакокрасочное покрытие полностью выгорело, пигменты отслоились, кузов покрыт окалиной черного цвета; на правой колесной арке лакокрасочное покрытие также полностью выгорело, но пигменты отслоились не полностью. Аналогичные повреждения видны и полу. Данные термические повреждения однозначно указывают на более длительное и интенсивное горение в левой части багажного отсека. При условии, что пожарная нагрузка в багажнике была равномерно распределена, можно сделать вывод о нахождении очага пожара в левой задней части автомобиля: внутри багажного отсека или в месте расположения левого заднего колеса.

На снимке выше представлен моторный отсек сгоревшего ВАЗ-2114. Стрелками указаны участки сравнения термических повреждений на идентичных конструкциях.

Особенно важно исследовать термические повреждения колес. В состав каждого колеса входит примерно одинаковое количество пожарной нагрузки (резины), поэтому наибольшее выгорание резины на одном из колес может натолкнуть на определенные соображения. Иногда диски колес выполняются из алюминиевых сплавов, которые при пожаре могут деформироваться от температуры или вовсе расплавиться. Такие локальные термические повреждения могут быть признаком очага пожара, поскольку пожарная нагрузка всех колес одинакова.

При совершении поджогов зачастую поджигают одно или несколько колес и при наличии локальных термических повреждений в месте расположения колеса (резиновая покрышка полностью выгорела, литой диск из легких сплавов расплавлен или имеет термические деформации) позволяют рассмотреть данную версию в качестве основной.

Ниже привожу несколько фотографий с характерными термическими повреждениями автомобилей. Для начала фотографии автомобиля ВАЗ-2110 после пожара.

Как видно, меньше всех подверглось термическому воздействию правое переднее колесо, на диске колеса даже лак не выгорел, лишь потемнел и обуглился. Правое заднее и левое переднее колесо имеют термические повреждения в виде выгорания лакокрасочного покрытия и выгорания копоти. Литые диски, перечисленных трех колес термических деформация не имеют. Наиболее интенсивному тепловому воздействию подверглось левое заднее колесо, диск которого расплавился практически полностью.

В представленном примере также видно, что наибольшему термическому воздействию подверглась левая сторона автомобиля. Левое переднее колесо меньше всех остальных колес подверглось воздействию пожара: лакокрасочное покрытие обуглено и лишь незначительно выгорело; на левом заднем колесе лак полностью выгорел; на правом переднем колесе лак полностью выгорело, литой диск частично оплавился и деформировался. Наибольшие термические повреждения имеет заднее правое колесо, литой диск которого полностью расплавлен.

Итак, в данной статье мы рассмотрели основные принципы, которыми следует руководствоваться при определении очага пожара в автомобиле.

Подписывайтесь на новые статьи блога о пожарной безопасности. Продолжение следует.

Комментировать
754 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector