No Image

Порядок проведения контрольной закупки

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2018 г. N 1398
"Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)"

В соответствии с частью 9 статьи 16.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора).

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 ноября 2018 г. N 1398

Правила
организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)

1. Настоящие Правила определяют порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, а также особенности и порядок проведения контрольной закупки.

2. Контрольная закупка проводится в установленных федеральными законами случаях по основаниям, установленным частью 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" для проведения внеплановых выездных проверок.

3. Решение о проведении контрольной закупки принимается в случае, если оценка соблюдения требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям может быть осуществлена только в рамках проведения контрольной закупки.

В иных случаях в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", принимается решение о проведении внеплановой проверки.

Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), при организации которых применяется риск-ориентированный подход, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения контрольной закупки индикаторов риска нарушения обязательных требований.

4. В целях проведения контрольной закупки уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) вносит руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора) мотивированное представление о проведении контрольной закупки с обоснованием наличия оснований ее проведения, а также случая, указанного в пункте 3 настоящих Правил. При согласии с указанным мотивированным представлением руководитель или заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора) принимает решение о проведении контрольной закупки.

5. Контрольная закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям.

6. Контрольная закупка может проводиться способами, которые исключают непосредственный контакт работников (представителей) юридического лица или индивидуального предпринимателя и его работников (представителей) с потребителем при совершении сделки, в том числе с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов (далее — дистанционная контрольная закупка).

7. Контрольная закупка проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки (далее — приказ о проведении контрольной закупки).

Типовая форма приказа о проведении контрольной закупки устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации.

8. Приказ о проведении контрольной закупки включает:

а) наименование органа государственного контроля (надзора), а также вид (виды) государственного контроля (надзора), в рамках которого проводится контрольная закупка;

б) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольной закупки;

в) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится контрольная закупка, а также место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, где непосредственно проводится контрольная закупка. При проведении дистанционной контрольной закупки в приказ о проведении контрольной закупки включается информация, позволяющая идентифицировать место проведения контрольной закупки (почтовый адрес, номер телефона, факса, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адрес электронной почты и (или) иная информация);

г) государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у органа государственного контроля (надзора) указанной информации);

д) обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении контрольной закупки;

е) основание проведения контрольной закупки;

ж) сведения о товарах (работах, услугах), подлежащих приобретению в ходе контрольной закупки, способах их закупки и оплаты;

з) дату проведения контрольной закупки;

и) сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи в ходе контрольной закупки;

к) сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры либо об извещении органов прокуратуры о ее проведении (с указанием даты и номера письма о согласовании либо извещения);

л) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой приказа о проведении контрольной закупки.

9. Контрольная закупка проводится должностным лицом или должностными лицами органа государственного контроля (надзора), которые указаны в приказе о проведении контрольной закупки.

10. В случае если контрольная закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, должностному лицу органа государственного контроля (надзора), уполномоченному на проведение контрольной закупки, выдаются денежные средства, которые подлежат описи с указанием номеров банкнот.

При проведении контрольной закупки путем безналичных расчетов в приказ о проведении контрольной закупки включаются сведения об используемом способе безналичного расчета, а также о способе идентификации средства платежа.

11. После завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки) должностное лицо органа государственного контроля (надзора), уполномоченное на проведение контрольной закупки, объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет служебное удостоверение, приказ о проведении контрольной закупки и передает представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю копию приказа о проведении контрольной закупки.

Об ознакомлении с приказом о проведении контрольной закупки и о получении копии приказа о проведении контрольной закупки, за исключением случаев совершения дистанционной контрольной закупки, представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель либо его представитель осуществляет соответствующую запись в акте о проведении контрольной закупки.

При отказе представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя либо его представителя от ознакомления с приказом о проведении контрольной закупки и получения копии приказа о проведении контрольной закупки в акт о проведении контрольной закупки вносятся соответствующие сведения.

12. После объявления о проведении контрольной закупки (за исключением случаев приобретения товаров в целях их последующих исследований (испытаний), утраты в результате проведения контрольной закупки приобретенным товаром (в частности, пищевой продукцией) потребительских свойств, несения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводилась контрольная закупка, расходов в связи с проведением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки) денежные средства возвращаются органу государственного контроля (надзора) путем:

а) незамедлительного возвращения наличных денежных средств должностному лицу органа государственного контроля (надзора), которое проводило контрольную закупку;

б) незамедлительного принятия работниками (представителями) юридического лица, индивидуальным предпринимателем или его работниками (представителями) необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке.

13. Товары, приобретенные в ходе проведения контрольной закупки, возвращаются работнику (представителю) юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его работнику (представителю), за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящих Правил, а также случаев изъятия или ареста товаров в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или изъятия товаров в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Результаты работы или услуги, в отношении которых была проведена контрольная закупка (если это возможно по их характеру), возвращаются работнику (представителю) юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его работнику (представителю). Работы или услуги, которые не были выполнены (оказаны) к моменту завершения контрольной закупки, выполнению (оказанию) не подлежат.

14. Акт о проведении контрольной закупки должен быть составлен не позднее чем через 3 часа после завершения контрольной закупки, а в случае проведения дистанционной контрольной закупки — не позднее следующего рабочего дня после ее проведения. Акт о проведении контрольной закупки подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями (в случае их присутствия), а также представляется для подписи представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю.

15. Типовые формы актов о проведении контрольной закупки товаров (работ, услуг) устанавливаются органом государственного контроля (надзора). Акт о проведении контрольной закупки включает:

Читайте также:  Внесение векселя в уставный капитал ооо

а) дату, время и место составления акта о проведении контрольной закупки;

б) наименование органа государственного контроля (надзора);

в) дату и номер приказа о проведении контрольной закупки;

г) фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица или должностных лиц, проводивших контрольную закупку;

д) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления их деятельности, где непосредственно была проведена контрольная закупка. При проведении дистанционной контрольной закупки в акте о проведении контрольной закупки указывается информация, позволяющая идентифицировать способ, которым была проведена дистанционная контрольная закупка;

е) сведения о товарах (работах, услугах), приобретенных в ходе контрольной закупки, способах их приобретения и оплаты;

ж) сведения о выявленных нарушениях обязательных требований или об их отсутствии;

з) сведения об ознакомлении с приказом о проведении контрольной закупки и о получении копии приказа о проведении контрольной закупки представителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем либо его представителем или сведения об отказе в ознакомлении с приказом о проведении контрольной закупки либо об отказе в получении копии приказа о проведении контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки);

и) сведения о свидетелях, присутствовавших при проведении контрольной закупки (в случае их наличия), или о видеозаписи, а также о применении фото- и киносъемки в ходе контрольной закупки;

к) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой акта о проведении контрольной закупки;

л) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку, а также подписи свидетелей, присутствовавших при проведении контрольной закупки (в случае их наличия);

м) место для подписей представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя либо его представителя или сведений об отказе от подписи.

16. Акт о проведении контрольной закупки, за исключением дистанционной контрольной закупки, представляется на подпись представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю, у которых осуществлялась контрольная закупка.

При отказе представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя либо его представителя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт о проведении контрольной закупки вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

Экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, незамедлительно после его составления.

17. В случае проведения дистанционной контрольной закупки:

а) акт о проведении контрольной закупки составляется после завершения контрольной закупки;

б) объявление о проведении контрольной закупки осуществляется путем направления копии приказа о проведении контрольной закупки и экземпляра акта о проведении контрольной закупки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения контрольной закупки;

в) возврат товара, результатов работы или услуги (если это возможно по их характеру) осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при совершении соответствующих сделок;

г) возврат денежных средств органу государственного контроля (надзора) осуществляется путем незамедлительного возврата наличных денежных средств должностному лицу органа государственного контроля (надзора) или путем незамедлительного принятия работниками (представителями) юридического лица или индивидуальным предпринимателем или его работниками (представителями) необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке, после возврата товара, результатов работы, услуги (если это возможно по их характеру).

18. В случае направления товаров, приобретенных в ходе контрольной закупки, для проведения исследований (испытаний) в акте о проведении контрольной закупки делается соответствующая запись с описью этих товаров.

Перевозка (транспортирование) и хранение приобретенных для последующих исследований (испытаний) товаров осуществляются в соответствии с требованиями к перевозке (транспортированию) и хранению продукции, установленными соответствующими техническими регламентами Таможенного союза (Евразийского экономического союза) или в случае их отсутствия нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Результаты исследований (испытаний) товаров, приобретенных в ходе контрольной закупки, направляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю не позднее следующего рабочего дня после их оформления.

19. К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.

20. При проведении контрольной закупки должностное лицо органа государственного контроля (надзора):

а) осуществляет выбор товара (работы, услуги) самостоятельно либо с привлечением работника (представителя) юридического лица, индивидуального предпринимателя или его работника (представителя);

б) подписывает документы, а также совершает иные действия, необходимые для приобретения товаров (работ, услуг);

в) запрашивает документы и (или) информацию о товаре (работе, услуге), представление которых потребителю предусмотрено законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;

г) в необходимых случаях использует средства фото- и киносъемки, а также видеозаписи.

21. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля (надзора):

а) если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивает организацию проведения внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

б) если выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении, принимает меры по привлечению лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к административной ответственности, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "a" настоящего пункта.

Урегулировано принятие решений о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки.

Закупка проводится, если оценить соблюдение обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг нельзя другим способом. В иных случаях организуется проверка.

Если это предусмотрено положением о соответствующем виде контроля (надзора), то необходимость закупки может определяться с помощью индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Установлены особенности и порядок проведения закупки.

После закупки (кроме дистанционной) сотрудник органа контроля (надзора) предъявляет удостоверение, приказ о проведении закупки и передает проверяемой стороне копию такого приказа. Об ознакомлении с приказом либо отказе от ознакомления делается запись в акте о закупке.

По общему правилу приобретенные товары, результаты работы или услуги передаются проверяемой стороне с возвратом денежных средств органу контроля (надзора).

Если выявлены нарушения, могут назначить внеплановую выездную проверку, привлечь к административной ответственности.

Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2018 г. N 1398 "Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)"

Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2018 г.

Контрольная закупка помогает надзорным органам выявлять нарушения продажи товаров или услуг предпринимателем. При этом просто так проводиться она не может — нужен повод, в роли которого чаще всего выступает жалоба потребителя.

С контрольной закупкой может столкнуться любой индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Так как контрольная закупка проводится без предупреждения, подготовиться к ней практически невозможно, но если знать, как она проходит, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты проверки, шансы защитить свои права у предпринимателя возрастают в разы.

26 декабря 2018 года правительство утвердило порядок проведения контрольных закупок контролирующими органами в Постановлении от 21.11.18 № 1398.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о правилах проведения контрольных закупок вступило в силу с 1 декабря 2018 года. Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными. Проверочные закупки помогают полиции выявить места продажи товаров, которые нельзя продавать или продажа которых ограничена, — например, нелегального алкоголя.

Как проходит контрольная закупка

Проверяющий выглядит и действует как обычный клиент, но после совершения контрольной закупки он должен рассказать о своей истинной роли представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю.

Закупка проводится в том случае, если по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

Читайте также:  Оценка застроенного земельного участка

На какие документы обратить внимание

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа. В этом приказе должно быть указано, в частности, название органа государственного контроля, имя проверяющего, имя предпринимателя и адрес его работы, место и основания проведения контрольной закупки, сведения о согласовании контрольной закупки с прокуратурой, если она была согласована, и о проведении фото и видеосъемки.

Если контрольная закупка проводится лично, после ее завершения проверяющий должен рассказать представителю компании о проведении закупки, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении закупки и копию приказа о проведении закупки.

После этого товары и услуги возвращаются индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица, если их можно вернуть, а деньги возвращаются тому, кто проводил проверку, или переводятся на счет, с которого поступили.

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения, а если она проводилась дистанционно — на следующий день. Акт подписывается проверяющим, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица и свидетелями, если они есть. В акте должны быть обозначены в том числе сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

При проведении контрольной закупки проверяющий может запросить документы о товаре или услуге, которые предприниматель обязан представить потребителю по закону о защите прав потребителей, также он может снимать фото и видео.

Если при проведении контрольной закупки не было обнаружено никаких нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Контрольная закупка с личным присутствием проверяющего должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

Кто может проводить контрольные закупки

Контрольные закупки могут проводиться разными надзорными органами, например, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Сельхознадзором и антимонопольной службой. Скажем, Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического контроля.

Какие нарушения можно выявить при контрольной закупке

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии.

Если представители надзорного органа обнаружили нарушение, они могут назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении.

Чтобы потенциально оспорить результаты контрольной закупки, нужно проверить, имеют ли проверяющие право проводить закупки, могут ли они доказать, что по-другому выявить нарушения было невозможно, согласована ли закупка с прокуратурой и являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

На что обращают внимания проверяющие

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, — чаще всего на основании заявления от потребителя, права которого были нарушены, при нарушении требований маркировки товаров или при причинении угрозы или вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия. Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля. Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Возможные штрафы

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений. При первом нарушении за год штраф можно заменить предупреждением, за исключением тех случаев, когда причинен имущественный ущерб или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. Надзорный орган не может проводить контрольную закупку по анонимному заявлению.

Например, отсутствие медицинской книжки у сотрудника будет стоить юридическому лицу до 20 000 руб. и до 1 000 руб. для ИП или повлечет за собой приостановление деятельности на срок до 90 суток. Продажа продуктов с истекшим сроком годности будет стоить юридическому лицу до 300 000 руб. и до 30 000 руб. для ИП, а введение потребителя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара или услуги — до 500 000 руб. для юридического лица и до 15 000 руб. для ИП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента выдачи постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение.

После контрольной закупки надзорный орган может назначить внеплановую проверку предприятия, если нужно собрать дополнительную информацию.

Когда проверка не нужна или признается недействительной

Контрольная закупка должны проводиться после того, как потребитель пожаловался на какое-либо нарушение и продавец или предприниматель, который оказывает услуги, не удовлетворил его требование или проигнорировал его жалобу. Тогда потребитель может обратиться в надзорный орган. Если своевременно удовлетворить претензию клиента, в контрольной закупке не будет необходимости.

По итогам проверки проверяющий должен отдать индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица акт, составленный по результатам проверки. Представителю компании или ИП следует также дать расписку о том, что он ознакомлен с актом, или о том, что он отказался с ним знакомиться. Если акт не отдали предпринимателю, это является грубым нарушением процедуры контрольной закупки, на основании чего ее результаты можно признать недействительными (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Также, чтобы результаты закупки были признаны действительными, дата проведения контрольной закупки в интернет-магазине должна совпадать с датой выдачи кассового или товарного чека покупателю. (ст. 493 ГК РФ)

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

Результаты проверки можно оспорить в течение 10 дней, написав жалобу в суд в свободной форме. Чаще всего основаниями для аннулирования результатов проверки служит неправильное оформление документов проверяющими или случаи, когда проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение. Уточнить правила оформления документов и процедуры проверки при контрольных закупках можно в Постановлении Правительства от 21.11.18 № 1398.

19 февраля в 09:30 (по Мск) состоится вебинар «Что изменится в розничной торговле табаком с 1 марта 2019, как подготовиться?». Успейте зарегистрироваться.

Кратко о контрольной закупке

Контрольная закупка (далее – КЗ) — это мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Напомним, что контрольная закупка может проводится только при одновременно наличии следующих условий:

  • Проведение контрольной закупки установлено федеральным законом, регулирующих организацию и осуществление отдельного вида государственного контроля (надзора);
  • Наличие какого-либо из оснований, установленных для проведения внеплановых проверок.

В настоящее время контрольная закупка проводится в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Подробнее – «Контрольную закупку будут проводить в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора». Что касается проведения контрольной закупки в рамках контроля в сфере охраны здоровья, который осуществляет Росздравнадзор, то данный вопрос находится на стадии рассмотрения законодателем (с проектом поправок можно ознакомиться по ссылке .

О новых правилах

Первого декабря 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)» (далее – Правила).

Правила определяют порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, а также особенности и порядок проведения контрольной закупки.

Правила подготовлены во исполнение ч. 9 ст. 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294), которая гласит, что порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядок проведения контрольной закупки устанавливаются Правительством РФ.

Контрольная закупка или внеплановая проверка

Согласно ч. 3 ст. 16.1 ФЗ № 294 контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок. Таким образом, что для проведения внеплановой проверки, что для проведения контрольной закупки, основания идентичные.

Однако ФЗ № 294 не поясняет, каким образом выбор делается в одних случаях в пользу внеплановой проверки, а в других – в отношении контрольной закупки.

Теперь пункт 3 Правил определяет, что контрольная закупка проводится в том случае, если никак иначе нельзя оценить соблюдение обязательных требований. В иных случаях принимается решение о проведении внеплановой проверки.

Читайте также:  Методические рекомендации рса по осаго

При этом, Правила не конкретизируют, каким образом определяется возможность либо невозможность оценки соблюдения требований. Видимо, решение будет приниматься по «внутреннему убеждению» должностного лица органа гос. контроля.

Пункт 3 Правил также определяет, что положениями о видах федерального гос. контроля, при организации которых применяется риск-ориентированный подход, для определения необходимости проведения контрольной закупки может быть предусмотрено использование индикаторов риска нарушения обязательных требований. Только как их будут использовать – тоже не совсем понятно. Отметим, что индикаторы риска по видам контроля, которые проводятся в отношении медицинских организаций, пока не предусмотрены.

Принятие решения о проведении контрольной закупки

На основании п. 4 Правил для проведения контрольной закупки уполномоченное должностное лицо органа гос. контроля вносит руководителю (его заместителю) мотивированное представление о проведении контрольной закупки с обоснованием наличия оснований ее проведения, а также возможности оценки соблюдения требований только в рамках контрольной закупки согласно п. 3 Правил.

При согласии с мотивированным представлением руководитель (его заместитель) принимает решение о проведении контрольной закупки. При этом, далее в пункте 7 Правил идет указание, что контрольная закупка проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя). Ввиду чего становится не совсем ясно — речь идет об одном акте (решение в форме приказа) или о двух: решение и приказ.

Кроме этого, Правила совсем не упоминают о сроках принятия решения после поступления мотивированного представления.

Способы проведения контрольной закупки

Правила устанавливают, что контрольная закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юр. лицам и ИП.

Контрольная закупка может проводится способами, исключающими непосредственный контакт потребителя с работниками (представителями) юр. лица или ИП – дистанционная контрольная закупка. К таким способам относятся: использование сетей почтовой связи, сетей электросвязи, сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции теле и (или) радиоканалов.

Требования к приказу

Согласно п. 7 Правил, типовая форма приказа о проведении контрольной закупки устанавливается Министерством экономического развития РФ. По состоянию на начало декабря 2018 года форма еще не утверждена.

В пункте 8 Правил обозначено, что должен содержать приказ о проведении контрольной закупки. Помимо базовых сведений (наименование органа, ФИО должного лица, основание для проведения, дата и т.д.) приказ должен содержать:

  • Сведения о товарах (работах, услугах,), подлежащих приобретению в ходе контрольной закупки, способах их закупки и оплаты;
  • Сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи;
  • Сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры или об извещении органов прокуратуры о проведении КЗ;
  • При проведении дистанционной контрольной закупки указывается информация, позволяющая идентифицировать место проведения КЗ (сайт в интернете, адрес электронной почты, номер телефона и т.д.);
  • Иные сведения, если таковые будут предусмотрены типовой формой.

При этом, Правила ничего не упоминают про свидетелей. Часть 5 ст. 16.1 ФЗ № 294 говорит о том, что контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. И только в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

Представляется логичным, во-первых, указывать в приказе не «сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи», а сведения о проведении КЗ либо в присутствии двух свидетелей, либо с применением видеозаписи. Во-вторых, в случае необходимости, обозначить уже иные способы фиксации (хорошо бы еще обосновать эту самую «необходимость»).

Поэтому, к сожалению, продолжает оставаться неясной «природа» свидетелей, откуда они «берутся» и кто может ими быть.

Что может должностное лицо про КЗ

Должностное лицо, проводящее контрольную закупку, может:

  • Осуществлять выбор товара (работы, услуги) самостоятельно либо с привлечением работника (представителя) юр. лица или ИП;
  • Подписывать документы, а также совершает иные действия, необходимые для приобретения товаров (работ, услуг);
  • Запрашивать документы и (или) информацию о товаре (работе, услуге), представление которых потребителю предусмотрено законодательством о защите прав потребителей;
  • В необходимых случаях использовать средства фото- и киносъемки, а также видеозаписи.

Завершение контрольной закупки

Пункт 11 Правил определяет, что после завершения контрольной закупки ( за исключением дистанционной контрольной закупки ) должностное лицо органа гос. контроля:

  • Объявляет о проведении контрольной закупки;
  • Предъявляет служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки ( ФИО в служебном удостоверении и ФИО должного лица, указанного в приказе, должны совпадать );
  • Передает представителю юр. лица или ИП копию приказа о проведении контрольной закупки.

Объявление о проведении дистанционной контрольной закупки осуществляется путем направления юр. лицу или ИП копии приказа и экземпляра акта о проведении контрольной закупки не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения КЗ.

Ознакомление с приказом

Об ознакомлении с приказом о проведении контрольной закупки и о получении копии приказа ( за исключением случаев совершения дистанционной контрольной закупки ), представитель юр. лица или ИП осуществляет соответствующую запись в акте о проведении контрольной закупки.

При отказе от ознакомления с приказом и получения копии приказа в акт о проведении контрольной закупки вносятся соответствующие сведения.

Акт о проведении контрольной закупки

Акт о проведении контрольной закупки должен быть составлен не позднее чем через 3 часа после завершения контрольной закупки. В случае проведения дистанционной контрольной закупки — не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

Акт о проведении контрольной закупки подписывается должностным лицом, проводившим контрольную закупку, и свидетелями (в случае их присутствия), а также представляется для подписи представителю юр. лица или ИП (за исключением дистанционной контрольной закупки).

При отказе юр. лица или ИП от подписания акта о проведении контрольной закупки, в акт о проведении контрольной закупки вносятся сведения об отказе от совершения подписи. Экземпляр акта вручается незамедлительно после его составления.

К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.

Типовые формы актов о проведении контрольной закупки товаров (работ, услуг) устанавливаются органом государственного контроля (надзора).

Отдайте товар, и мы вернем Вам деньги

При проведении контрольной закупки должностное лицо может приобретать товары (работы, услуги) путем наличного либо безналичного расчета. После объявления о проведении контрольной закупки (в том числе при дистанционной контрольной закупке) денежные средства должны быть возвращены путем:

  • Незамедлительного возвращения наличных денежных средств должностному лицу, которое проводило контрольную закупку;
  • Незамедлительного принятия необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке.

Исключение, когда возвращать денежные средства не нужно, составляют случаи:

  • Приобретения товаров в целях их последующих исследований или испытаний ( результаты исследований или испытаний товаров направляются проверяемому не позднее следующего рабочего дня после их оформления );
  • Утраты в результате проведения контрольной закупки приобретенным товаром (в частности, пищевой продукцией) потребительских свойств;
  • Несения юр. лицом или ИП расходов в связи с проведением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки.

Приобретенные в ходе КЗ товары (за исключением вышеуказанных случаев) возвращаются юр. лицу или ИП. Товары не возвращаются в случае их изъятия или ареста в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или изъятии товаров в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Результаты работы или услуги, в отношении которых была проведена контрольная закупка (если это возможно по их характеру), возвращаются работнику (представителю) юр. лица или ИП. Весьма интересно, каким образом органы планируют возвращать «результаты услуг».

Работы или услуги, которые не были выполнены (оказаны) к моменту завершения контрольной закупки, выполнению (оказанию) не подлежат.

При дистанционной контрольной закупке возврат товаров (работ/услуг, если это возможно) осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому юр. лицами и ИП при совершении сделок с потребителями.

Если обнаружены нарушения

В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований юр. лицом или ИП, должностное лицо:

  • Если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований — обеспечивает организацию проведения внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном ФЗ № 294;
  • Если выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении — принимает меры по привлечению к административной ответственности, за исключением вышеобозначенного случая.

В завершение…

Таким образом, в связи с утверждением Правил стало возможно реальное проведение контрольной закупки. Советуем организациям и ИП, в отношении которых может быть проведена контрольная закупка, внимательно ознакомиться с новыми Правилами. Нарушение органом гос. контроля (его должными лицами) данных Правил является основанием для обжалования результатов в суде.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector