No Image

Инвестиции в некоммерческие организации

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
16 ноября 2019

У большинства из нас термин “инвестиции” ассоциируется с отложенной прибылью, т.е. это вложение денег, материальных ценностей, интеллектуальной собственности с целью когда-то в будущем вернуть себе “сколько вложено и немножко больше”. При этом мы редко задумываемся, зачем нам эта прибыль и в какой форме она нам нужна. Мы настолько хорошо усвоили, что капиталист действует ради прибыли и только ради нее, и настолько привыкли к чисто бухгалтерскому представлению, что прибыль есть сумма поступлений минус сумма затрат, что накрепко увязаем в этой идеологии и редко проявляем интерес к экономическому смыслу этих понятий и действий. А с точки зрения экономики все оказывается не так просто.

Из всех авторов распространенных книг по economics, пожалуй, только Пол Хейне (“Экономический образ мышления”. — М., 1992) смог дать концентрированно и систематизировано совокупность тех фундаментальных понятий, которыми мыслят экономисты. Следует добавить к этому разработку Национального совета по экономическому образованию США, выделившего в образовательных целях 55 основных категорий экономики. Основываясь на этих работах и развивая их положения, можно выстроить следующую картину.

Экономика, рассматриваемая как деятельность, развертывается между двумя полюсами: возможностями и потребностями, и осуществляется двумя основными субъектами: производителем и потребителем. Производитель, используя свои возможности, удовлетворяет потребности потребителя и получает от него взамен те возможности, которыми располагает потребитель. Возможности производителя поступают к потребителю в форме потребительских свойств некоторых товаров (продукции или услуг). Возможности потребителя, передаваемые производителю, обычно заключены в форму денег. Впрочем, это не обязательно. Экономические процессы возможны и без денег, если субъекты находят иные формы представления возможностей. В наше время это бартер, в советские времена это могло быть совсем иначе. Например, завод A, рапортуя в министерство о том, что он доволен поставками завода B, создавал для последнего возможность получения дополнительного “лимита” на приобретение дефицитного оборудования или сырья и т.п. В каждом обществе ценятся те возможности, которые наиболее редки, соответственно, обменивающиеся возможностями стороны предпочитают именно эту, редкую форму возможностей. Кто сейчас хочет работать за бартер, а не за “живые деньги”? Кому 20 лет назад нужны были деньги, если можно было получить право на “дефицит”, не покупаемый ни за какие деньги?

Если возможности, полученные от потребителя, превышают возможности, использованные для удовлетворения потребностей этого потребителя, то дело приносит прибыль. Если мы использовали возможностей больше, чем получили взамен — мы в убытке. Прибыль — это приращение возможностей. Бизнес — это деятельность по приращению возможностей.

Вот теперь можно разбираться с тем, что такое коммерческая и некоммерческая деятельность, коммерческие и некоммерческие проекты.

Сначала отметим, что человек (во всяком случае, экономический человек по А.Смиту, т.е. человек, поступающий рационально) не делает ничего, что не сулило бы ему новых возможностей. Если Вы, уважаемый читатель, раскрыли этот журнал и читаете этот текст, Вы наверняка не ожидаете прибыли в обычном, “денежном” смысле. Но — тоже наверняка — ждете открытия для себя каких-то новых возможностей, иначе зачем тратить время? Впрочем, человек, поступающий “нерационально”, тоже ищет для себя новые возможности, например, получить удовольствие от того, что публично продемонстрировал свое отличие от “нормальных”, рациональных людей.

Таким образом, прибыль не в бухгалтерском, а в экономическом смысле человек стремится получить всегда, реализуя любое дело, любой проект. И вовсе не обязательно, чтобы эта прибыль была получена в денежной форме. Новые возможности может открыть, например, информация, подтолкнувшая рождение новой идеи (а идея сама по себе не является объектом интеллектуальной собственности, она только может быть превращена в такие объекты — и только эти объекты, но не идея, могут получить денежную оценку). Новые возможности могут содержаться в новых условиях деятельности, новых кадрах и мало ли в чем еще. Потратив какие-то свои возможности для удовлетворения потребностей другого субъекта и получив взамен другие возможности, производитель получает прибыль, если полученные возможности оценивает выше, чем потраченные. Разумеется, если речь идет не о деньгах и не об объекте собственности, имеющем “твердую” денежную оценку, то его оценка полученных возможностей может оказаться субъективной. Выручает в этом смысле известный в экономике принцип альтернативной стоимости — каждая вещь стоит столько, сколько стоят утраченные при ее приобретении альтернативные возможности. Например, вы можете купить A либо B — но, купив A, не покупаете B, так как деньги (ваши возможности) израсходованы. Если альтернативная вещь (B), которую вы не приобрели, потратив деньги на A, стоит, скажем, 1000 рублей, то цена купленной вами вещи A также равна 1000 рублей — конечно, если эти вещи по полезности для вас эквивалентны. Если при этом вы сделали покупку за 900 рублей, то 100 рублей — это ваша выгода, а если покупка сделана за 1100 рублей, то 100 рублей — ваш убыток. Этот принцип пригоден и для случая, когда приобретаемые возможности не имеют непосредственно денежной оценки.

Например, речь идет о вложении некоторой суммы A в модернизацию очистных сооружений, расположенных на линии стоков в некоторый водоем. За эти деньги “приобретается” чистота воды в водоеме (не чистая вода, а именно чистота воды! — вода была и раньше, приобретается ее новое качество). Сколько стоит чистота воды? Очевидно, на этот вопрос нельзя ответить, пока не ясно, кому и для чего нужна чистота воды. — Водой пользуется население для питья и бытовых нужд, грязной водой оно пользоваться не может, следовательно, если стоки не очищать и вода в водоеме останется грязной, то нужно строить очистные сооружения в системе водоснабжения; их стоимость равна B. Значение B и есть альтернативная стоимость модернизации сооружений очистки стоков. Если A

Во-первых , инвестирование есть использование возможностей инвестора, чтобы создать новые возможности производителю, чтобы он мог создавать больше возможностей для потребителя.

Во-вторых , те возможности, которые потребитель отдаст в обмен на полученные от производителя, рано или поздно должны попасть и к инвестору, причем их должно быть больше, чем инвестором затрачено — иначе зачем ему нужно инвестировать?

В-третьих , и это очень важно, — эти возможности совершенно не обязательно должны прийти к инвестору в денежной или вообще материальной форме.

Если возврат возможностей инвестору предполагается в денежной форме или в иной форме, допускающей непосредственную денежную оценку этих возможностей, то мы говорим о реализации коммерческого инвестиционного проекта. Если возможности возвращаются в форме, не допускающей их непосредственной денежной оценки, — о некоммерческом проекте.

Более широко: если осуществляемая деятельность приносит деятелю новые возможности в виде денежных сумм или ценностей, имеющих денежное выражение, то такая деятельность в экономическом аспекте должна считаться коммерческой. Если деятельность приносит деятелю новые возможности, не допускающие денежной оценки иначе, как с использованием принципа альтернативной стоимости, то такая деятельность является некоммерческой.

Нетрудно увидеть, что выведенные нами экономические определения коммерческой и некоммерческой деятельности существенно отличаются от привычных юридических. Согласно Гражданскому кодексу РФ, деятельность (точнее — организация, осуществляющая эту деятельность) называется коммерческой, если прибыль (имеется в виду прибыль в денежной форме) может распределяться между владельцами организации, и некоммерческой — если не может 1 .

Но с экономической точки зрения тот, кто использовал свои возможности для каких-то целей, например, учредил некоммерческую организацию, в любом случае потребляет результаты этого использования.

Давайте посмотрим, как Гражданский кодекс РФ трактует цели создания некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы создаются с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников (ст.116);
  • общественные и религиозные организации (объединения) создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей их членов, имеющих общие интересы (ст.117);
  • создание фондов (ст.118) и учреждений (ст.120) преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные, управленческие или иные общественно полезные цели; но очевидно, что, кроме декларируемых здесь целей “для общества”, учредитель фонда или учреждения преследует и свои цели — получение возможностей для осуществления деятельности, которая в каком-то смысле для него важна.

Таким образом, любая деятельность создает для деятеля новые возможности.

Какие возможности создавал для себя Сизиф, вкатывая камень на гору, откуда тот моментально скатывался вниз? — Возможность таким образом искупить свою вину и “отбыть” наказание. Разве лучше быть прикованным к горе цепью и быть отданным на растерзание орлу, как Прометей?— Это может быть истолковано как пример “альтернативной стоимости” способа искупления вины.

Очевидно, нужно разобраться в том, какому инвестору какие возможности нужны и зачем. Ответ на этот вопрос — “зачем” — и позволит приблизиться к определению эффективности некоммерческого проекта, так как под эффективностью в общем случае понимают степень достижения цели.

Кому и зачем нужны некоммерческие инвестиционные проекты

Будем различать следующие типы инвесторов, финансирующих некоммерческие инвестиционные проекты.

1. Физические лица — за пределами предпринимательской деятельности, которой они, возможно, занимаются. Например, это Вы, читатель, пока Вы отвлеклись от своего бизнеса. Начиная от строительства загородного дома или ремонта в квартире и кончая покупкой букета цветов любимой женщине — все эти дела можно считать реализацией некоммерческих инвестиционных проектов, если только Вы рассчитываете получать от них некие дополнительные возможности в течение достаточно долгого времени и не использовать эти возможности для достижения каких-либо коммерческих целей. Затраты, предназначенные для однократного получения каких-либо возможностей, не относятся к инвестициям. Иначе говоря, если Вы дарите букет женщине, рассчитывая провести с ней только сегодняшний вечер, — спишите расходы в “текущие затраты”, если же рассчитываете со временем повести ее в ЗАГС и долговременно радоваться ее близости — считайте это некоммерческим инвестиционным проектом. Но если Вы намерены жениться ради приданого, выраженного в круглой сумме, — Ваш проект следует считать коммерческим.

Читайте также:  Ходатайство на служебное жилье образец

Физические лица за пределами предпринимательства реализуют инвестиционные проекты только с целью создания для себя некоторых потребительских ценностей: бытовых удобств, имиджа, микросоциума для дружеского общения, условий для занятий хобби и т.д.

Люди семейные или компанейские, создавая нечто стабильное для семьи или для друзей, тем самым создают себе возможность в течение длительного времени испытывать от сделанного удовольствие, чувство удовлетворения, исполненного долга. Прибыльность (в экономическом смысле — как новые возможности) проекта для третьих лиц и для себя тесно взаимосвязаны.

Мотивация к инициированию и финансированию таких проектов может быть вызвана этическими, эстетическими, идеологическими факторами, следованием семейным или клановым традициям, реализацией собственного самоопределения.

2. Государство и органы местного самоуправления. Органы власти и управления реализуют множество некоммерческих инвестиционных проектов в социальной сфере, экологии, правоохранительной сфере и др., направленных на повышение качества жизни населения. В отличие от проектов физических лиц, проекты, осуществляемые государством и муниципалитетами, направлены, во-первых, на потребление не инициатором проекта, а третьим лицом (населением), во-вторых, не только непосредственно на потребление, но и на производство — однако на производство таких товаров (продукции, услуг), которые оплачиваются не населением, а бюджетом. Государственный или муниципальный орган, реализовавший такой проект, получает для себя новые возможности показать избирателям, как пекутся об их интересах, отчитаться перед вышестоящими органами об исполнении законов и нормативных актов, предписывающих заботиться о населении, а также реализовать идеологические и этические установки сотрудников этих органов на выполнение своего долга. Население и орган, реализовавший проект, получают, таким образом, совершенно разные возможности, и прибыльность (в экономическом смысле) проекта для этих субъектов может быть очень слабо взаимосвязана. При этом подобные проекты не рассчитаны на то, что получаемые населением или этими органами новые возможности каким-либо образом сопоставляются с затрачиваемыми бюджетными средствами, что не позволяет применять для оценки эффективности проектов подходы, разработанные для коммерческих проектов.

Не все инвестиционные проекты, реализуемые государством и муниципалитетами, являются некоммерческими. Поддержка хозяйствующих субъектов льготными кредитами, гарантиями для получения коммерческих кредитов и т.п. относятся к коммерческим проектам. Реализация каждого такого проекта позволяет расширить возможности для реализации следующих проектов путем увеличения поступлений в бюджеты как за счет непосредственных платежей за услуги (процентов по кредитам и т.п.), так и за счет расширения налогооблагаемой базы.

3. Некоммерческие негосударственные организации. Они выполняют различные инвестиционные проекты, направленные на достижение уставных целей. При этом их уставы могут включать социальные, благотворительные, культурные, образовательные, управленческие или иные общественно полезные цели. Характеристика проектов близка к тем, которые реализуются государством и муниципалитетами.

4. Коммерческие организации, либо физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Эти лица, как правило, инициируют и финансируют коммерческие проекты. Некоммерческие проекты они реализуют для создания условий труда, имиджа, производственной эстетики, социальной сферы для сотрудников — в этом смысле проекты, осуществляемые инвесторами этого типа, близки к проектам, реализуемым государством, муниципальными органами и некоммерческими организациями. Впрочем, на “заднем плане” таких проектов часто маячит мотивация персонала к повышению производительности труда или улучшение коммуникации с клиентами и властями с целью извлечения чисто денежной выгоды 2 , что не позволяет отнести такие проекты к некоммерческим.

Общим атрибутом всех рассмотренных некоммерческих инвестиционных проектов является то, что их цели не могут обсуждаться в финансовых терминах. Нужно или не нужно то, ради чего реализуется некоммерческий инвестиционный проект — эта дилемма решается с социальной, политической, экологической, этической, эстетической, идеологической, правовой — но не с финансовой точки зрения. Принимая решения о реализации некоммерческих проектов, соответствующие лица могут и должны рассматривать затраты — с точки зрения их допустимости при текущем финансовом состоянии инвестора: физического лица, семьи, организации или государства — но не с точки зрения соотношения затрат и финансовых результатов реализации проекта.

А тогда что же понимается под эффективностью некоммерческого проекта?

Критерии эффективности некоммерческих инвестиционных проектов

Как сказано выше, под эффективностью в общем случае понимается степень соответствия цели. Не будем здесь останавливаться на том, что такое цель и как ее ставить. Статьи автора по этому вопросу можно найти, например, в интернете на сайте “Компетентность в бизнесе” (www.mamba.ru) и других. Отметим, что цель должна быть поставлена точно и детально, допускать только однозначный ответ: достигнута она или нет (цель не может быть “достигнута частично”) — и в этом смысле оценка эффективности проекта не составляет труда: если цель проекта достигается, то он эффективен, в противном случае — не эффективен.

Однако не следует забывать о том, что каждая цель может быть достигнута разными путями. Поэтому становится актуальной задача сравнительной оценки эффективности проектов, направленных на достижение одной и той же цели.

Экспертиза достижения цели для некоммерческого проекта не включает финансовых оценок.

Параметры способа реализации могут оцениваться по разным критериям, например: цель должна быть достигнута способом, наименее травмирующим людей с точки зрения изменения реальной покупательной способности населения; или: реализация проекта не должна задевать религиозного чувства верующих граждан.

В числе критериев эффективности есть и финансовый: цель должна быть достигнута наименее затратным способом.

Еще раз отметим принципиальную разницу: для коммерческого проекта оценка эффективности с помощью финансовых показателей необходима для решения, следует реализовать проект или не следует; для некоммерческого проекта такой вопрос не ставится — цель проекта должна быть достигнута, вопрос заключается в том, каким путем это лучше сделать.

Для некоммерческих проектов “нефинансовые” критерии эффективности способов реализации всегда должны иметь более высокий приоритет перед финансовыми критериями. Наиболее приоритетными являются критерии, лежащие в той же плоскости, что и цель проекта. Например, если проект реализуется для удовлетворения социальных потребностей, социальные критерии должны быть приоритетными.

Если проект может быть реализован различными путями, одинаково удовлетворяющими приоритетным “нефинансовым” критериям, то проект можно оценивать с точки зрения его “прибыльности”. Как мы видели раньше, прибыль для некоммерческого проекта понимается как разность затрат на его реализацию при принятом способе и наиболее дешевом из альтернативных (эквивалентных в прочих отношениях) способов.

Сказанное необходимо дополнить следующими замечаниями.

Во-первых , оценивание эффективности некоммерческого проекта, в отличие от коммерческого, требует выполнения финансовых расчетов для всех альтернативных вариантов реализации и выбора из них самого дешевого для последующего сопоставления с выбранным вариантом.

Во-вторых , методика оценки эффективности коммерческих инвестиционных проектов, кроме показателей рентабельности, предполагает использование показателей финансовой устойчивости. Нет оснований исключать анализ финансовой устойчивости из анализа вариантов реализации некоммерческого проекта. Однако такой анализ будет основываться только на показателях состояния инвестора в связи с той его деятельностью, которая позволяет накапливать возможности инвестирования — реализация самого проекта доходов ни инвестору, ни исполнителю проекта не принесет и состояние инвестора может только ухудшить дополнительными расходами. Вопрос об устойчивости в данном случае приобретает следующую форму: выдержит ли инвестор это ухудшение?

В-третьих , сравнительная оценка альтернативных вариантов реализации проекта, как правило, не требует различения сегодняшней и будущей стоимости денег. Поэтому принятые в инвестиционном анализе расчеты с применением дисконта для данного случая не имеют смысла.

Тем не менее, расчеты финансовых потоков в динамике необходимы. Они могут показать в какой-то момент дефицит наличных средств, вследствие чего появится необходимость привлечения дополнительных источников финансирования, например, займов, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для стоимости реализации проекта. При этом может существенно измениться сравнительная оценка данного способа достижения цели на фоне альтернативных способов. В рассматриваемом отношении оценивание некоммерческих и коммерческих проектов методически не различается.

В-четвертых , анализ чувствительности полученных сравнительных оценок требует расчета при всех вариациях исходных данных всех вариантов реализации проекта и сопоставления их, так как вследствие разной реакции на разные факторы соотношение между затратами по разным вариантам может меняться.

Таким образом, для экономического анализа эффективности некоммерческих проектов может быть использован обычный компьютерный инструментарий инвестиционного анализа, но с учетом сделанных выше замечаний.

1 Указанное различие лучше просматривается в англоязычной терминологии, где применяется термин non-profit — неприбыльный, а не некоммерческий. Имеется в виду прибыль в ее “бухгалтерском” смысле, т.е. денежная прибыль.

2 Ср.: “. наш упор на развитие человеческих отношений был продиктован не альтруизмом, а просто убеждением, что если мы будет уважать наших людей и помогать им уважать самих себя, это даст компании наибольшие прибыли”. — Уотсон-старший, президент американской фирмы IBM.

В настоящее время на территории Республики Татарстан, в соответствии со статистической информацией ведомственного реестра НКО, по состоянию на 1 января 2015 года зарегистрированы 5595 НКО, в том числе 37 региональных отделений политических партий, 1594 религиозные организации, 2398 общественных объединений и 1566 прочих некоммерческих организаций [2, c. 91].

Развитие некоммерческих организаций – один из важнейших вопросов экономики страны. В основном коммерческие организации делают акцент на получение прибыли. В некоммерческой организации извлечение прибыли и распределение этой прибыли между участниками не является основной целью. Некоммерческая организация создается с целью оказания помощи нуждающимся людям, а также для оказания услуг в образовательной и социальной сфере. В основном целью некоммерческой организации является благотворительность [2, с. 52].

В системе каждого из государств существуют самостоятельные государственные структуры либо подразделения в составе министерств и ведомств, которые осуществляют контроль или надзор в сфере некоммерческих организаций. В США такой структурой является отдел по делам необлагаемых налогом и государственных организаций (Tax Exempt and Government Entities Division) Налогового управления. В России надзор осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы [4, с. 93].

С целью стабильного и качественного функционирования абсолютно любой организации в настоящее время значимым является наличие постоянного источника финансирования на достаточно продолжительный временной период. Отыскать единственный достаточно масштабный, постоянный и, главное, стабильный источник финансирования в современном мире крайне сложно. В этой связи любая некоммерческая организация обязана уделять достаточное внимание сбору финансовых средств, заниматься аккумулированием, формированием и комбинированием финансовых источников, а также реализацией финансового планирования.

Читайте также:  Куда подать заявление на развод в омске

Таким образом, некоммерческие организации являются своеобразным «авангардом» в решении социально значимых проблем. Улучшая социальный климат в стране, некоммерческие организации способствуют обеспечению общественной, социальной и политической стабильности. Поэтому исследование принципов, структуры и особенностей финансов некоммерческих организаций представляется актуальным и теоретически, и практически – для создания более благоприятных условий существования, эффективной деятельности и дальнейшего развития некоммерческого сектора в экономике страны. В результате того факта, что источники финансового обеспечения НКО характеризуются негибкой структурой, сами некоммерческие организации зачастую ощущают дефицит финансовых ресурсов для осуществления проектов. Оборот к заемным средствам в качестве максимально оперативного источника привлечения финансовых ресурсов далеко не во всех случаях осуществим и приемлем для НКО. Существенная стоимость заемного финансирования провоцирует увеличение цены капитала, что, в свою очередь, зачастую оказывает негативное влияние на финансовые итоги функционирования предприятия или организации [2, с. 93].

В числе блока основных сложностей и проблем, непосредственно связанных с финансированием некоммерческих организаций, можно выделить следующие [4, с. 105]: недостаточное финансирование НКО и проблемы с его получением; вынужденное вследствие неудовлетворительного финансирования осуществление предпринимательской деятельности некоммерческими организациями имеет отрицательное влияние на основной уставной некоммерческой деятельности НКО; государство неполноценно содействует НКО, в частности невозможно использовать закрепленные в нормативно-правовых актах права организаций такой формы на получение в аренду помещений на льготных условиях; слабая техническая оснащенность НКО. Стоит отметить как негативную тенденцию и тот факт, что в комплексе проблем, с которыми непосредственно сталкиваются благотворительные организации в Республике Татарстан, помимо невыигрышного налогового режима, присутствия административных барьеров, крайне ограниченного числа профессиональных кадров, присутствует такое явление, как освещение и комментирование благотворительной деятельности в средствах массовой информации, вследствие чего и формируется проблема финансирования некоммерческих организаций [3, с. 64].

Проанализировав данные за 2013 год, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество некоммерческих организаций располагается в Самарской области (4353). А большее количество организаций, имеющих помещение в собственности, располагается в Республике Татарстан (445). Также республика Татарстан занимает лидирующее место в поступлении денежных средств и иных имуществ (27807972 тыс. руб.). В 2013 году самая высокая средняя численность работников в организациях наблюдается в Самарской области (24235). Средняя численность добровольцев в организациях составила для Пензенской области 109358 человек.

По данным за 2014 год можно сделать вывод о том, что наибольшее количество некоммерческих организаций располагается в Республике Татарстан (5270). А количество организаций, имеющих помещение в собственности, – в Оренбургской области (261). Республика Татарстан занимает лидирующее место в поступлении денежных средств и иных имуществ (30178182 тыс. руб.). В 2014 году самая высокая средняя численность работников в организациях также наблюдается в Республике Татарстан (41335).

Основные сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации за период 2013 г.

Общее количество некоммерческих организаций, единиц

из них: количество организаций, имеющих помещение
в собственности, единиц

Поступило денежных средств и иного имущества – всего, тыс. руб.

Средняя численность работников в организации, человек

Средняя численность добровольцев в организации, человек

Приволжский федеральный округ

Республика Марий Эл

Чувашская Республика –Чувашия

Средняя численность добровольцев в организациях составила на Пензенскую область 116956 человек. В нашем государстве на современном этапе его развития достигнут значительный прогресс в сфере совершенствования системы благотворительности частных лиц, бизнеса и фондов. Совокупное количество социальных инвестиций крупных отечественных предприятий сравнимо с общемировым, а значит, такие организации жертвуют на благотворительность от одного до трех и более процентов собственной прибыли. В качестве компаньонов в осуществлении программ социальных инвестиций предприятий довольно часто выступают социально ориентированные НКО.

При этом стоит отметить, что абсолютно не все предприятия нацелены на такой подход в осуществлении социальных программ в пределах собственной корпоративной ответственности. Помимо этого, организации акцентируют свое внимание на том, что не во всех случаях реально отыскать профессиональных и главное – надежных компаньонов среди НКО. В некоторых регионах нашей страны таковые отсутствуют совсем, а также нет ресурсных центров НКО, которые способны были бы поддерживать новые, только созданные организации [5, c. 65].

С целью адаптации и более широкого применения наилучших стратегий, для дальнейшего активного стимулирования негосударственных доноров, роста суммы негосударственных инвестиций в НКО и увеличения результативности принципиально важно предпринять комплекс мер, а именно [3, c. 65]:

– сформировать комплекс налогового стимулирования благотворительной деятельности предпринимательского сектора; для реализации задачи роста привлекательности некоммерческих организаций как объекта социальных инвестиций для негосударственных доноров необходимо пособничество их стабильному развитию и совершенствованию;

– с целью стимулирования формирования новых некоммерческих организаций необходимо адаптировать порядок регистрации, предусмотрев допустимость заявительной формы в электронном виде; модернизировать культуру анализа проектов некоммерческих организаций, направленную на рост качества их работы и результативности социальных инвестиций, а также принять непременное осуществление беспристрастной оценки проектов и публикацию их итогов в ситуации [1, с. 22];

– для осуществления системной эволюции социального инвестирования необходимо рекомендовать всем министерствам социального блока детерминировать должности заместителей министров, ответственных за совершенствование взаимодействия с негосударственными инвесторами и некоммерческими организациями, а также полностью перейти на конкурсную, прозрачную и открытую поддержку проектов НКО;

– внести предложение для бизнес-ассоциаций с целью перспективной поддержки НКО принимать участие в совершенствовании системы корпоративного волонтерства в некоммерческих организациях, а также поощрять вхождение представителей бизнеса в управляющие советы НКО с целью модернизации культуры корпоративного управления и подотчетности в секторе.

Некоммерческие организации стремятся создать прочную правовую основу гражданского общества и взять на себя некоторые функции публичной власти, чтобы разделить ответственность и перенаправить свободные гражданские ресурсы для реализации необходимых социальных задач. Особенно четко можно проследить взаимодействие между публичной властью и НКО в решении таких важных задач, как реформирование сферы социального обеспечения, реализации программ в области молодежной политики, целевых социальных программ. Стоит отметить, что выдвижение НКО требований к действующей власти должно сопровождаться проявлением собственной инициативы в области решения тех или иных проблем, которые государство не может в полной мере решить, пользуясь только собственными средствами. Также функционирование некоторых НКО осуществляет контроль над реализацией законотворческой функции правительства.

В целом можно отметить, что НКО выступают в роли посредника между звеном государственного и муниципального управления и гражданами государства с единой целью достижения социальных благ и свобод, они выводят принятие важных политических решений за рамки элитарных групп, организуют публичный гражданский диалог по важнейшим вопросам развития государства, способствуют развитию самодостаточных и целостных гражданских институтов, способных взять ответственность как за собственную судьбу, так и за судьбу своего государства.

Особенно важную роль среди НКО играют политические партии. Политические партии выступают прямыми посредниками между гражданами и государством. Именно от того, пройдет та или иная партия в Государственную Думу РФ, зависит, как будут реализовываться государственные программы и, следовательно, какие изменения коснутся непосредственно граждан данного государства. Общеизвестно, что каждая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы и является их представителем на политической арене. В связи с этим партия имеет в качестве одной из своих основных целей выявление, формирование и политическое обоснование общего интереса различных групп избирателей и четкое выражение его в своей политической властной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что НКО оказывает существенное влияние на государственную политику. В основном это влияние положительно, так как ведет к созданию инициативных групп гражданского общества, которые неравнодушны к судьбе государства и готовы взять на себя некоторые обязанности властных структур и привнести новые свежие идеи в законотворческую деятельность. Особенно сильное влияние на государственную политику оказывают политические партии, которые также являются субъектами НКО, при этом они реализуют интересы большинства населения нашей страны, активно выдвигая законодательные инициативы, направленные на обеспечение социальной стабильности и благополучия общества.

По данным Российской Федерации законодательство не содержит положений, содержащих прямой запрет на финансирование НКО из-за рубежа. НКО обязаны представлять в уполномоченный орган документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Вместе с тем на территории России возможно создание филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации. Для учреждения таких НКО существуют отдельные требования. Огромную роль в развитии некоммерческих организаций играет поддержка государства, она выражается в виде прямой финансовой поддержи, то есть в виде грантов. На июнь 2015 года известно, что 10 некоммерческих организаций республики Татарстан получили федеральные гранты на сумму 11 млн рублей. Также в Татарстане действует трехлетняя государственная программа на 2014–2016 годы по поддержке некоммерческих организаций. Объем программы составляет около 1 млрд рублей. Половина средств финансирования идет из республиканского бюджета, другая половина из внебюджетных источников. Для сравнения, по России ежегодно на поддержку некоммерческих организаций выделяется 4,6 млрд рублей.

Таким образом, одним из основных ориентиров функционирования некоммерческих организаций согласно их функциям можно считать формирование условий для мобилизации инвестиций в свои рамки. Увенчавшаяся успехом работа в выбранном тренде и служит залогом динамичного развития.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 18

Читайте также:  Грамота департамента образования москвы

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который вступит в действие с 2013 г., бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в соответствии с установленными этим Законом требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для определения содержания бухгалтерского учета объектов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности некоммерческих организаций, необходимо понимание терминологии процесса названного вида деятельности хозяйствующего субъекта. При этом инвестиционная деятельность некоммерческих организаций может финансироваться за счет разных источников.

Некоммерческие организации на основании ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ) вправе осуществлять виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Деятельность должна соответствовать целям, для которых организация была создана и которые указаны в ее учредительных документах.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей ее создания или для обеспечения дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах, товариществах на вере в качестве вкладчика.

При учете доходов и расходов от предпринимательской деятельности некоммерческая организация должна руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Применяя положения Инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в учете доходов и расходов от предпринимательской деятельности и для формирования финансовых результатов по ней некоммерческим организациям следует применять следующие счета бухгалтерского учета:

  • счет 90 "Продажи", предназначенный для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности за отчетный период;
  • счет 91 "Прочие доходы и расходы", предназначенный для обобщения информации о прочих доходах и расходах (в том числе чрезвычайных) отчетного периода;
  • счет 99 "Прибыли и убытки", предназначенный для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

Если некоммерческая организация помимо уставной деятельности осуществляет и предпринимательскую, возникает необходимость раздельного учета операций по названным видам деятельности по перечисленным выше счетам в целях формирования налоговой базы по различным налогам (налога на имущество, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций). Применяемые при этом аналитические счета, открываемые в развитие счетов 90, 91, 99 (и их субсчетов), закрепляются в рабочем плане счетов некоммерческой организации и являются элементом учетной политики хозяйствующего субъекта.

Прибыль от предпринимательской деятельности не подлежит перераспределению между членами или участниками некоммерческой организации. Она направляется на достижение целей, ради которых данная организация создавалась. В случае распределения прибыли нарушаются требования действующего законодательства, что влечет значительный риск применения санкций, описанных в ст. 32 Закона N 7-ФЗ.

Для распределения полученной прибыли некоммерческой организации следует составить и утвердить финансовый план, который, по сути, представляет собой финансовый документ с постатейным структурированием всех видов доходов и расходов организации, с описанием порядка и конкретных направлений использования полученных средств. В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ утверждение финансового плана некоммерческой организации является одной из компетенций высшего органа управления названных хозяйствующих субъектов. Одним из направлений использования некоммерческой организации полученной прибыли является ее инвестирование в долгосрочное имущество (внеоборотные активы).

Термин "инвестирование" используется в специальной литературе в области экономической теории, экономики, организации и финансирования инвестиций наряду с понятием "инвестиционная деятельность". Инвестирование рассматривается преимущественно как деятельность, связанная с вложением средств в активы хозяйствующего субъекта, при этом выделяются такие основные признаки этого процесса, как долгосрочность, рискованность, способность приносить доход в будущем.

Определения термина "инвестиционная деятельность", приведенные в основных нормативных правовых актах, в целом идентичны и ориентированы на практическую реализацию процесса инвестирования. В Законе РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" инвестиционная деятельность определена как вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" трактует инвестиционную деятельность как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность рассматривается в широком и узком значениях. В широком значении инвестиционная деятельность — это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода. В узком смысле — процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения (собственно инвестиционная деятельность, или инвестирование). Все указанное дает основание признать синонимами понятия "инвестирование" и "инвестиционная деятельность".

В целом инвестиции рассматриваются в качестве осуществления деятельности в настоящем с целью получить доходы в будущем, независимо от формы собственности на вкладываемые ресурсы. Для некоммерческих организаций источниками финансирования инвестиций помимо собственных средств выступают привлеченные и государственные средства. Привлечение и аккумулирование средств из различных источников для финансирования деятельности некоммерческих организаций (в том числе для инвестиционной деятельности) обозначают термином "фандрейзинг". По своей сути фандрейзинг схож с поиском инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут под коммерческие проекты долгосрочного характера для приобретения или создания внеоборотных активов, когда отдача от инвестиций предполагается спустя значительный временной период. Целью инвестора в данном случае является извлечение прибыли. Фандрейзинг обычно связан с поиском средств под некоммерческие проекты.

В специальной литературе выделяют проектный и оперативный фандрейзинг:

  • проектный фандрейзинг — привлечение средств под реализацию конкретных проектов является наиболее удобной формой привлечения средств для некоммерческой организации и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на организацию фандрейзинга, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта;
  • оперативный фандрейзинг — привлечение средств на покрытие текущих расходов. При этом поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в текущем бюджете некоммерческой организации. Они могут идти на оплату труда и компенсацию расходов волонтеров, погашение коммунальных платежей и т.п., вследствие чего снижается заинтересованность инвесторов в подобном финансировании.

Таким образом, помимо прибыли от предпринимательской деятельности, для привлечения средств в целях их инвестирования во внеоборотные активы некоммерческая организация может реализовать возможности проектного фандрейзинга, при этом потенциальными инвесторами выступают коммерческие организации, спонсоры, благотворители, контролирующие государственный бюджет административные органы.

Реализация инвестиционной деятельности выражается в инвестиционном процессе — последовательности этапов, работ и операций по ее осуществлению. Правомерно считать, что содержание инвестиционного процесса определяется объектами вложения (инвестирования). В отношении инвестиций во внеоборотные активы объектами вложений выступают материальные инвестиции в основные средства и нематериальные инвестиции в развитие интеллектуального потенциала. По назначению названные инвестиции дифференцируются на производственные и непроизводственные.

В инвестиционном процессе выделяются следующие этапы: предынвестиционный (подготовительный), осуществление инвестиций, эксплуатационный, ликвидационный (см. таблицу).

Этапы реализации инвестиционного процесса

Инвестиционный проект включает комплект документов, содержащих обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, необходимую проектно-сметную документацию, разработанную и утвержденную в установленном законами, стандартами, нормами и правилами порядке, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций. В силу того что основной целью деятельности некоммерческой организации является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка инвестиционных проектов некоммерческой организации носит существенную специфику.

Процедура оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации включает две составляющие: экономическую и социальную. Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от реализации проекта, социальная — на оценке социальных результатов от его воплощения. Анализ экономической выгодности инвестиционных проектов некоммерческой организации базируется на тех же широко известных показателях, что и для коммерческих предприятий (коэффициенты простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период окупаемости вложенных средств, показатель внутренней нормы прибыли).

К показателям оценки социальных результатов инвестиционных проектов относятся коэффициент социальной рентабельности, показатель чистой приведенной социальной стоимости, индекс социальной доходности, коэффициент внутренней нормы социальной доходности.

Коэффициент социальной рентабельности SR рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта SE к затратам на производство ZP данного социального эффекта:

Однако в отличие от показателя экономической рентабельности указанный показатель не всегда поддается денежному исчислению и, как правило, используется в сферах, где процессы и результаты оказания услуг поддаются количественной оценке (например, в здравоохранении).

Поскольку коэффициент социальной рентабельности не учитывает временной стоимости поступлений от проекта (что особенно существенно в случае его долгосрочности), обоснованным является расчет показателя чистой приведенной социальной стоимости NPSV. Он определяется по аналогии с чистым приведенным денежным потоком следующим образом:

Показатели социальной ценности проекта (программы) в году t, выраженные в денежной оценке, дисконтируются к нулевому году, затем суммируются и уменьшаются на сумму первоначальных вложений, связанных с реализацией проекта. Определение социальной ценности проекта по годам сталкивается с теми же проблемами, что и измерение социального эффекта. В связи с этим на практике пользуются упрощенным методом. Так, в случае оказания медицинских, образовательных услуг на бесплатной или льготной основе социальная ценность измеряется полной ценой оказываемых услуг или разницей между полной и льготной ценой.

Ставка дисконта с точки зрения некоммерческой организации отражает альтернативные направления вложения средств и принимается на уровне доходной ставки по краткосрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым долговым ценным бумагам. С точки зрения инвесторов, коэффициент дисконтирования отражает альтернативную доходность вложений.

Для общей оценки инвестиционных проектов некоммерческих организаций используется коэффициент общей чистой приведенной стоимости TNPV, который определяется следующим образом:

где NPV — коэффициент чистой приведенной стоимости (чистой текущей стоимости, чистого дисконтированного дохода);

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector