No Image

Что определяет лицензионная экспертиза

1 просмотров
16 ноября 2019

Как и ранее, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Процедура лицензирования связывается с необходимостью прохождения специальной экспертизы деятельности образовательного учреждения. Между тем законом уточняется, что правом создания экспертной комиссии обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования (п. 8 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"[30]). При этом исключены соответствующие полномочия органа местного самоуправления и/или местного (муниципального) органа управления образованием.

На федеральном уровне правом определяющей полномочия по лицензированию и государственной аккредитации высших учебных заведений обладает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки[31]. В субъектах Федерации такие функции будут иметь профильные органы исполнительной власти. Их предстоит определить в каждом регионе.

Предъявляются требования к составу лиц, входящих в экспертную комиссию. В комиссии должны присутствовать эксперты, которые могут быть назначены из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку. При этом порядок подготовки будет установлен Министерством образования и науки РФ.

Дополнением к предмету и содержанию экспертизы является указание на то, что экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ (п. 9 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"[32]).

Особым характером обладают изменения, внесенные в п. 12 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"[33], касающиеся содержания лицензии образовательного учреждения. Нормативные установки таковы, что лицензия должна представлять собой своеобразный "паспорт" образовательного учреждения. При этом в лицензии указывается:

— наименование и место нахождения образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

— наименование и место нахождения филиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

— контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для образовательного учреждения или научной организации и каждого филиала, срок действия лицензии.

Таким образом, в лицензии указываются филиалы образовательного учреждения.

Подобные изменения являются откликом на настоятельные требования практики по "самостоятельному" лицензированию филиалов образовательных учреждений, с выдачей им отдельных лицензий. Трудно представить "самостоятельность" филиала, которое определяло образовательное законодательство, "работающее" в отрыве от норм действующего Гражданского кодекса РФ. Филиал, хотя и обособленная, но часть структуры юридического лица – образовательного учреждения. Поэтому филиал обладает таким же статутом как, например, кафедра, факультет или иное подразделение вуза[34].

Исключена возможность самостоятельного прохождения лицензирования филиалов вузов. Установлено, что показатели деятельности филиалов высших учебных заведений учитываются при государственной аккредитации таких высших учебных заведений.

Такое представление норм законодательства об образовании свидетельствует, что филиал будет проходить лицензирование "в составе" юридического лица и в случае его успешного прохождения "включаться" в лицензию образовательного учреждения.

В связи с этим на учредителя возлагается также особая ответственность за эффективность деятельности филиала и соответствия необходимым контрольным нормативам и показателям. Таким образом, у образовательного учреждения будет единая лицензия на ведение образовательной деятельности.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 526 | Нарушение авторских прав

Согласно действующему законодательству, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. С 1 июля 2009 года вступило в силу новое Положение о лицензировании, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277. Положение, действовавшее ранее, утратило силу. Рассмотрим, что изменилось в этой области.

Кого затронет новый порядок

Новый порядок лицензирования распространяется как на бюджетные учреждения, так и на образовательные организации, созданные в иных организационно-правовых формах. Дополнительно скажем, что под действие Положения подпадают научные организации, которые реализуют основные или дополнительные образовательные программы и программы профессиональной подготовки.

А вот организации, проводящие разовые лекции, стажировку, семинары и другие виды обучения без итоговой аттестации и выдачи документов об образовании (присвоении квалификации), могут не беспокоиться. Для такой деятельности по-прежнему лицензия не нужна.
Не требуется она и тем гражданам, которые занимаются индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Кроме этого есть еще исключения. Положение не распространяется на Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. На основании Указа Президента РФ от 9 сентября 2008 г. № 1332 им разрешено самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования к программам обучения.

Читайте также:  Как получить национальную визу в польшу

Нормы этого документа не применяются также к образовательным учреждениям, которые реализуют программы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Кто будет лицензировать

Новым Положением предусмотрено два вида лицензирующих органов. На федеральном уровне это Рособрнадзор, а в регионах — лицензирующие органы субъектов РФ.

КОМПЕТЕНЦИЯ РОСОБРНАДЗОРА

Под лицензионный контроль Рособрнадзора подпадают образовательные и научные организации федерального уровня.
К ним отнесены:

— высшие учебные заведения;
— научные организации и образовательные учреждения дополнительного профобразования, реализующие образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования;
— образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы;
— федеральные государственные образовательные учреждения среднего профобразования по подготовке специалистов в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, включенным в особый перечень;
— российские образовательные учреждения и их филиалы, расположенные за пределами территории РФ.

КОМПЕТЕНЦИЯ РЕГИОНОВ

Лицензирующие органы субъектов РФ должны заниматься всеми остальными образовательными учреждениями, научными организациями на своей территории, а также их филиалами. Причем даже в том случае, если они расположены на территории иных субъектов и за пределами территории РФ.

Духовные образовательные учреждения будут лицензироваться в общеустановленном порядке в зависимости от уровня образовательных программ.

Отметим, что в новом Положении уже нет лицензирующих органов местного самоуправления. То есть лицензирование переведено на двухуровневую структуру.

Требования к соискателям лицензий

В отличие от порядка лицензирования, действовавшего ранее, где были лишь отсылки к другим нормативным документам, в пункте 8 Положения непосредственно перечислены лицензионные требования и условия. Так, организация обязана вести (заявить к лицензированию) деятельность по образовательным программам, которые предусмотрены для соответствующего типа учебного заведения или для научной организации. Это определяется на основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

В собственности или на ином законном основании должно быть оснащенное здание (строение, помещения и территория), необходимое для соответствующей деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности.

Для обеспечения образовательного процесса надо иметь определенную учебно-методическую документацию, учебную, учебно-методическую литературу, иные библиотечно-информационные ресурсы и средства. Нужно соблюдать установленные законодательством требования к организации образовательного процесса, а также права учащихся и педагогического персонала. Это, в частности, относится к ограничению максимального объема учебной нагрузки учащихся.

Количество штатных или привлеченных педагогических работников и их образовательный ценз должны обеспечивать реализацию учебных программ заявленного уровня.

Кроме того, организация не имеет права превышать предельную численность обучающихся и воспитанников, предусмотренную лицензией. Необходимо соблюдать Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505).

Документы для получения лицензии

К заявлению о выдаче лицензии должен быть приложен внушительный пакет документов, перечисленных в пункте 10 Положения. Весь перечень приводить мы не будем, а отметим только отдельные новшества.

Ранее было предусмотрено, что заявление подает учредитель соискателя лицензии. В настоящее время это заявление нужно согласовать с учредителем, но подает его сам соискатель.

Важно учесть, что с началом применения Положения будут изменены если не все, то многие формы документов, подаваемых в лицензирующий орган. Дело в том, что они были утверждены приказом Минобразования России от 23 апреля 2001 г. № 1800 на основании утратившего силу постановления Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796. В пункте 11 нового Положения о лицензировании уже указаны формы приложений к заявлению, которые должно будет утвердить Минобрнауки России.

Организации может потребоваться лицензия на новые образовательные программы. Порядок ее получения ничем не отличается от общего порядка, если до окончания срока действия уже полученной лицензии осталось более года, только пакет документов будет меньше.
Филиалы образовательных учреждений и научных организаций лицензируются в общем порядке. Но к основному пакету документов они дополнительно представляют копию положения о филиале. Документы в лицензирующий орган разрешено подавать и по почте с описью вложения.

Читайте также:  Акт приема передачи машиноместа образец

Новости, касающиеся экспертизы

Лицензию выдают на основании заключения экспертной комиссии. Ее создает лицензирующий орган в течение 20 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления соискателя.

Ранее было установлено, что членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии. Сейчас добавлено, что члены комиссии не должны иметь с руководителями или иными работниками соискателя лицензии близкое родство или свойство.

Более детально изложен и порядок проведения экспертизы. Важно, что теперь эксперты обязательно выезжают к соискателю лицензии. Редкие исключения из этого правила тоже прямо указаны. Они касаются лицензирования аккредитованных организаций, у которых срок действия лицензии не истек.

Каковы затраты на лицензирование?

Пока на этот вопрос точно ответить сложно. Минобрнауки России в июле 2009 года должно разработать и утвердить порядок определения затрат на проведение экспертизы при лицензировании. Такое указание содержится в пункте 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, которым утверждено Положение о лицензировании.

Кроме оплаты работы экспертов в обязательном порядке взимается госпошлина. Факт ее перечисления в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка.

При наличной оплате подтверждающим документом служит квитанция банка, квитанция, выданная должностным лицом или кассой органа, в котором она производилась (ст. 333.18 Налогового кодекса РФ).

РАЗМЕРЫ ГОСПОШЛИНЫ

За выдачу лицензии на образовательную деятельность на основании подпункта 71 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ взимается госпошлина:

— за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 руб.;
— за выдачу лицензии — 1 тыс. руб.;
— за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 руб.

Новая форма лицензии

Согласно пункту 25 Положения, бланки самих лицензий и приложений к ним теперь утверждает Рособрнадзор (ранее они были утверждены приказом № 1800).

В пункте 26 Положения перечислены только общие реквизиты образовательной лицензии, а в пункте 27 — сведения, которые содержатся в приложениях к ней. Без приложений лицензия недействительна.

По общему правилу лицензию выдают не более чем на шесть лет, однако по заявлению соискателя этот срок может быть сокращен.
Лицензия сроком до одного года выдается учреждению или его правопреемнику при изменении статуса образовательного учреждения и при некоторых формах его реорганизации. При этом старая лицензия утрачивает силу. В случае ликвидации организации ее лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной (п. 34 Положения).

Лицензию нельзя передавать другому юридическому лицу, а также вести образовательную деятельность через филиал, если в лицензии головной организации о нем нет сведений.

А вот если лицензия утрачена, то можно подать заявление о выдаче дубликата. Его должны выдать в течение 10 дней.

Лицензионные требования следует соблюдать

В пункте 46 Положения сказано, что за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, предусмотрена ответственность по закону.

В данном случае наступает административная ответственность в виде штрафов и иных санкций за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли без лицензии (ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если деятельность ведется с грубым нарушением требований или условий лицензии, то применяют санкции, установленные пунктом 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

А вот что понимать под термином «грубое нарушение», определено пунктом 9 Положения. Там сказано, что это невыполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г»-«е» пункта 8 Положения.

Лицензию могут приостановить полностью или в части деятельности по отдельным образовательным программам, в том числе реализуемым в филиалах.

Устранить нарушения и сообщить об этом лицензирующему органу нужно в течение не более шести месяцев.

Если представленные документы его убедят, то в 10-дневный срок действие лицензии будет возобновлено. А вот если нарушения в срок не устранены, то лицензию могут аннулировать. Такое же наказание последует за ведение деятельности в период приостановления действия лицензии.

Ускоренное лицензирование магистерских программ

Читайте также:  Раздельный счет за коммунальные услуги

Программой антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год предусмотрены меры по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тыс. (в настоящее время их 20 тыс.).

В письме от 25 марта 2009 г. № 03-09/41 Рособрнадзор сообщил, что он будет проводить лицензирование образовательной деятельности по магистерским программам (за исключением программ в области гуманитарных наук, образования, педагогики, экономики и управления) в ускоренном порядке.

В письме приведен комплект документов для получения такой лицензии.

Однако и здесь следует помнить, что Рособрнадзор ориентирует организации на формы бланков, утвержденные приказом № 1800. А он может утратить актуальность в связи со вступлением в силу Положения.

До 1 июля 2009 года действовало Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796.
Перечень специальностей утвержден постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 252.

РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ
За грубые нарушения требований или условий лицензии пунктом 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях налагают штрафы:

— на должностных лиц организации — от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
— на организацию — от 10 тыс. до 15 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Лицензирующий орган либо уполномоченные этим лицензирующим органом его структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации вправе провести оценку соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, установленным для лицензируемого вида деятельности, а также для работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем лицензии в заявлении о выдаче лицензии (осуществляемых лицензиатом).

Порядок проведения оценки определяется Положением о лицензировании, нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, а также лицензирующих органов.

По результатам оценки составляется заключение о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

В случае, если для оценки соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям требуются специальные знания в области науки, техники и иных сферах деятельности, а также в иных случаях, лицензирующим органом назначается экспертиза соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям, установленным для лицензируемого вида деятельности, а также для работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем лицензии в заявлении о выдаче лицензии.

Экспертиза проводится лицензирующим органом или юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, имеющими в своем составе специалистов соответствующей квалификации, либо физическим лицом соответствующей специальности и квалификации, подтверждаемых дипломом, аттестатом, свидетельством, удостоверяющими получение надлежащего образования, и документами, удостоверяющими стаж работы по определенной специальности, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на проведение определенного вида экспертизы.

Не имеют права осуществлять экспертизу юридические и физические лица, находящиеся в гражданско-правовых и (или) трудовых отношениях с лицензиатом. При обнаружении таких фактов экспертиза признается недействительной, что является основанием для принятия лицензирующим органом решения об отказе в выдаче лицензии, а в случае, когда лицензия была выдана, – решения о ее аннулировании.

Для проведения экспертизы между лицом, которым будет проводиться соответствующая экспертиза, и лицензиатом заключается договор о проведении экспертизы.

Договор о проведении экспертизы должен содержать сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения, смету расходов на проведение экспертизы, порядок оплаты экспертизы, ответственность сторон и другие условия по соглашению сторон.

В ходе проведения экспертизы соискатель лицензии (лицензиат) имеет право:

— присутствовать при проведении экспертизы и давать необходимые для эксперта пояснения;

— представлять дополнительные документы;

— знакомиться с результатами экспертизы.

Результаты экспертизы должны свидетельствовать о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

Срок проведения оценки и (или) экспертизы не должен превышать 10 рабочих дней.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector