No Image

Уведомление кредиторов о реорганизации

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Уведомление кредиторов реорганизуемого юридического лица

После внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемое юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в журнале "Вестник государственной регистрации" уведомление о своей реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон о госрегистрации), п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).

Внимание

Второе уведомление может быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64).

При реорганизации юридического лица в форме преобразования публиковать сообщение о реорганизации не нужно (абз. второй п. 5 ст. 58 ГК РФ, решение ФНС России от 28.10.2015 N 64-p).

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации.

В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом (абз. второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации, а также, например, п. 6.1 и п. 6.2 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее — Закон об АО), часть вторая ст. 23.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности").

Согласно абз. третьему п. 1 ст. 60 ГК РФ законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

Пункт 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации устанавливает, что реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Ранее Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее — Закон об ООО) и Закон об АО содержали прямое указание на необходимость персонального уведомления кредиторов. В действующей редакции указанных Законов содержится указание лишь на необходимость опубликования с периодичностью один раз в месяц сообщения о реорганизации общества в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (п. 6 ст. 15 Закона об АО и п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

В связи с чем в судебной практике сложился подход, что Закон об АО и Закон об ООО устанавливают специальный порядок уведомления кредиторов нежели, предусмотренный ст. 13.1 Закона о госрегистрации, поэтому отдельного письменного уведомления кредиторов хозяйственных обществ не требуется и обязанность по уведомлению кредиторов считается соблюденной в случае двукратного размещения информации о реорганизации в средствах массовой информации. Помимо этого суды отмечают, что кредитор не лишен возможности предъявить свои требования к правопреемникам реорганизованных юридических лиц (см. постановления АС Московского округа от 30.07.2015 N Ф05-7556/15, Третьего ААС от 31.03.2016 N 03АП-710/16, Тринадцатого ААС от 03.03.2016 N 13АП-307/16, Четырнадцатого ААС от 27.08.2015 N 14АП-6385/15, Девятого ААС от 23.03.2016 N 09АП-4091/16, Десятого ААС от 17.06.2016 N 10АП-7485/16).

Также, например, кредитная организация вправе не уведомлять письменно кредиторов, а произвести опубликование сообщения о принятом решении о своей реорганизации в одном из печатных изданий, предназначенных для опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположен филиал (филиалы) этой кредитной организации, если соответствующий способ уведомления кредиторов определен общим собранием акционеров (участников) либо советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации (части первая-третья ст. 23.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

Если же иного специального порядка (в том числе иных сроков) уведомления кредиторов законом не предусмотрено, то в соответствии с положениями п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации реорганизуемое юридическое должно в письменной форме уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления в регистрирующий орган.

Требования к содержанию такого уведомления законом не установлены. Представляется, наиболее правильным указать в них те же данные, что подлежат опубликованию в журнале "Вестник государственной регистрации".

Уведомление целесообразно отправить кредиторам заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении и сохранить документы, подтверждающие вручение.

В ряде случаев специальными законами предусмотрена необходимость предоставления на государственную регистрацию юридических лиц, созданных в результате реорганизации, а также для внесения записей о прекращении деятельности реорганизованных юридических лиц, документов, подтверждающих соблюдение порядка уведомления кредиторов, в частности,

Читайте также:  В какой сфере можно хорошо зарабатывать

— хозяйственное общество должно представить доказательств опубликования в "Вестнике государственной регистрации" двух сообщений о реорганизации (абз. второй п. 6 ст. 15 Закона об АО и абз. второй п. 5 ст. 51 Закона об ООО);

— унитарное предприятие должно представить доказательства опубликования в "Вестнике государственной регистрации" двух сообщений о реорганизации и письменного уведомления всех известных ему кредиторов (ч. 8 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Это могут быть копии писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", сведения, содержащиеся в передаточном акте (см. письмо ФНС России от 27.05.2005 N ЧД-6-09/440).

Если подобных требований специальным законом не установлено, то отдельно представлять доказательства уведомления кредиторов в регистрирующий орган не требуется. В подписанном заявителем заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, либо в заявлении о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица подтверждается, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации, а также указываются даты опубликования сообщений о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации" (п. 3.1 и лист "О" заявления формы N Р12001 и разд. 3 и лист "А" формы N Р16003, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

Тем не менее, такие документы целесообразно хранить, чтобы подтвердить надлежащее исполнение обязанности по уведомлению кредиторов в случае возникновения спора.

Неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, либо прекращения в результате реорганизации деятельности юридического лица (пп. "с" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

По данному основанию может быть отказано в регистрации, в том числе, если регистрирующий орган в результате проведения мероприятий по проверке достоверности сведений установит, что адрес, указанный в публикации о реорганизации, является недостоверным, либо адрес указан неверно (см. постановления Семнадцатого ААС от 18.04.2017 N 17АП-3316/17, Одиннадцатого ААС от 05.09.2017 N 11АП-11518/17, Первого ААС от 27.12.2016 N 01АП-8522/16).

Основные применимые нормы:

– ст. 60, п. 3 ст. 192 ГК РФ;

– ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ);

– п. п. 6 – 6.2 ст. 15, п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон об АО);

– п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ “Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации” (далее – Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@);

– п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@ “По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации” (далее – письмо ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@).

Согласно п. 1 ст. 60 ГК РФ уведомление о начале процесса реорганизации должно быть помещено в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, дважды с периодичностью один раз в месяц. Аналогичная обязанность закреплена п. 6 ст. 15 Закона об АО и п. 5 ст. 51 Закона об ООО.

Обратите внимание!

Гражданским кодексом РФ, а также законодательством об ООО и АО не установлено, что юридическое лицо обязано письменно уведомлять известных ему кредиторов о начале процедуры реорганизации.

Согласно п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации должно осуществить следующие мероприятия:

1. Дважды с периодичностью один раз в месяц поместить в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о реорганизации.

2. Письменно уведомить известных ему кредиторов о начале процедуры реорганизации, если это предусмотрено иными федеральными законами.

Обязанность по письменному уведомлению кредиторов установлена, например, при реорганизации:

– кредитных организаций (абз. 1 ст. 23.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”);

– унитарных предприятий (п. 7 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”);

– жилищных накопительных кооперативов (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ “О жилищных накопительных кооперативах”).

Процедура реорганизации АО и ООО регулируется законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах. При этом положения федеральных законов об АО и ООО не предусматривают обязанности реорганизуемого общества по письменному уведомлению кредиторов о начале процедуры реорганизации.

Читайте также:  Могут ли по копии паспорта взять кредит

Таким образом, при проведении реорганизации ООО и АО необязательно осуществлять письменное уведомление кредиторов о начале указанной процедуры.

Издание, в котором публикуется уведомление

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации помещает уведомление о своей реорганизации в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Сообщение о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ. Это уведомление размещает общество, принявшее решение о реорганизации последним либо определенное договором о присоединении (п. 6 ст. 15 Закона об АО).

В настоящее время таким изданием является журнал “Вестник государственной регистрации” (п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@, п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@).

Срок уведомления

Реорганизуемое лицо помещает уведомление о реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Первое уведомление может быть помещено в СМИ после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо проводит процедуру реорганизации.

В соответствии с п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Следовательно, второе уведомление может быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня помещения в СМИ первого уведомления.

Пример

Первое уведомление помещено в СМИ 28.01.2011, второе может быть опубликовано не ранее 01.03.2011 (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@).

Лицо, обязанное представить уведомление о реорганизации

Исполнительный орган общества, поскольку согласно абз. 3 п. 2 ст. 69 Закона об АО руководитель общества (единоличный исполнительный орган) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы.

Содержание уведомления о реорганизации

Уведомление о реорганизации должно соответствовать требованиям, установленным п. п. 6.1 и 6.2 ст. 15 Закона об АО.

В уведомлении о реорганизации указываются:

– полное и сокращенное наименование каждого из обществ, участвующих в реорганизации;

– сведения о месте нахождения каждого из реорганизуемых обществ;

– полное и сокращенное наименование продолжающего деятельность АО;

– сведения о месте нахождения продолжающего деятельность АО;

– описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, дополнительных адресов, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способов связи с каждым из реорганизуемых АО (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);

– сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа каждого участвующего в реорганизации АО, а также АО, продолжающего деятельность в результате реорганизации в форме присоединения;

– сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого АО, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого АО (при наличии таких лиц).

В сообщении (уведомлении) о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения об АО (например, сведения о кредитных рейтингах АО, а также об их изменении за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если АО осуществляет свою деятельность менее трех лет).

Последствия неопубликования сообщения о реорганизации

Отказ в государственной регистрации.

Государственная регистрация общества, созданного в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Последствия опубликования сообщения о реорганизации

Кредиторы общества, если их права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Статьи по теме

При реорганизации должник обязан направить кредиторам письменное уведомление о реорганизации, а также сделать публичное заявление о преобразованиях в компании.

Реорганизация юридического лица: правила ГК РФ

Одной из наиболее важных задач при реорганизации юридических лиц является защита прав кредиторов. Цель правового регулирования в этой ситуации — выработать такую систему правовых норм и гарантий, которая позволит соблюсти баланс интересов реорганизуемого лица и его кредиторов. Основные гарантии защиты прав кредиторов реорганизуемого общества содержатся в ст. 60 ГК РФ. Реорганизуемая компания обязана дважды с периодичностью раз в месяц уведомить кредиторов о начале реорганизации путем опубликования уведомления в «Вестнике государственной регистрации»:

«Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации» (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ).

Стоит заметить, что ранее положения ст. 60 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ), ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) предусматривали обязанность реорганизуемой компании письменно уведомить кредиторов.

Читайте также:  Зачем нужен родовой сертификат в роддом

Действующая же норма, предполагающая публичное уведомление, позволяет решить несколько задач:

  1. Кредиторы, обязательства которых возникли до начала процедуры реорганизации, получают возможность определить судьбу данных обязательств.
  2. Потенциальные кредиторы учитывают факт реорганизации, принимая решение вступить в договорные отношения с реорганизуемым юрлицом.
  3. Именно публичное уведомление в наибольшей степени гарантирует кредиторам получение нужной информации, исключая такие случайные факторы, как, например, недобросовестность должника (отправка пустого конверта) либо ненадлежащее оказание услуг связи.

Последние изменения в ст. 60 ГК РФ дополнили обязанность компании публично уведомить кредиторов о начале реорганизации обязанностью письменно уведомить каждого известного кредитора в предусмотренных законом случаях.

Единственной нормой, применяемой ко всем видам юрлиц, в которой говорится о необходимости такого уведомления, является п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). В соответствии с данным пунктом реорганизуемая компания в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме сообщает об этом известным ей кредиторам, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Аналогичное положение было включено в ст. 60 ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ. В итоге законодатель вернулся к способу, который содержался в первоначальной редакции ст. 60 ГК РФ. Теперь, по сути, письменное уведомление кредиторов дополняет публичное их уведомление, создавая большие гарантии реализации их прав.

Двойное уведомление о реорганизации должника

Представляется, что именно в совокупности указанных норм кроется одна из проблем, связанных с институтом уведомления кредиторов.

На первый взгляд, создается впечатление, что законодатель установил обязательную двухступенчатую систему уведомления: сначала компания извещает кредиторов публично, после чего направляет известным кредиторам персональные письменные уведомления. При более подробном анализе правоприменительной практики и теоретических источников все оказывается несколько иначе.

Так, ни ст. 14 Закона № 129-ФЗ, предусматривающая перечень необходимых документов для госрегистрации лица, созданного в результате реорганизации, ни соответствующий Административный регламент (утв. Приказом Минфина России от 22.06.2012 № 87н «Об утверждении Административного регламента. ») не предусматривают обязательного предоставления в регистрирующий орган документов, подтверждающих письменное уведомление кредиторов реорганизуемого юрлица.

Отсюда на практике возникает вопрос: должна ли компания предоставлять доказательства письменного уведомления кредиторов в регистрирующий орган.

С нормативной точки зрения, п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ запрещает регистрирующему органу требовать предоставления иных документов, кроме названных в ст. 14 Закона № 129-ФЗ. При этом в заявлении о государственной регистрации юрлица, созданного в результате реорганизации, подтверждается, что все известные кредиторы уведомлены в письменной форме.

Налоговый орган в условиях заявительного характера госрегистрации компаний и в отсутствие полномочий на проведение правовой экспертизы представленных для регистрации документов, не проверяет достоверность указанных в заявлении сведений, в том числе факт извещения всех кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Это приводит к большому количеству обжалований решений налоговых органов о регистрации компании со стороны неуведомленных кредиторов. Как правило, суды отказывают в удовлетворении требований на основании п. 4 ст. 9 и ст. 14 Закона № 129-ФЗ (постановления ФАС Поволжского округа от 13.06.2013 по делу № А65-12805/2012, АС Дальневосточного округа от 12.08.2014 по делу № А51-30214/2013, Уральского округа от 13.01.2015 по делу № А71-12066/2013).

Интересно, что до 2008 года (в период действия редакции ГК РФ, предусматривавшей обязательное письменное уведомление кредиторов) суды иногда делали вывод, что реорганизуемое юрлицо обязано предоставлять в регистрирующий орган доказательства письменного уведомления кредиторов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2006 по делу № А33-9795/2006, Уральского округа от 21.11.2007 по делу № А76-2083/2007).

С одной стороны, можно предположить, что персональное извещение предоставляет кредитору возможность реализации своих прав, а объявление о реорганизации, размещенное в СМИ, может рассматриваться как дополнительная информация для кредиторов. Но первый способ создает вероятность, что недобросовестный должник не исполнит свои обязанности надлежащим образом, и кредиторы не получат персональных уведомлений о реорганизации должника. То есть, с другой стороны, именно опубликование должником уведомления о реорганизации выступает надежной гарантией для защиты интересов кредиторов.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector