No Image

Установление границ сельских поселений

0 просмотров
16 ноября 2019

Границы территорий поселений устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации с учетом следующих требований:

· размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;

· в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

· в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек и (или) объединенные общей территорией несколько населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек;

· границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

· границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;

· территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;

· территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

· границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации.

Преобразованием муниципальных образований является их объединение разделение, изменение статуса и осуществляется законами субъектов Федерации.

Тема 11 Экономическая основа местного самоуправления

Содержание понятий

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Местные финансы — это совокупность денежных средств, мобилизуемых и используемых для осуществления функций органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Основным элементом эффективного использования экономических ресурсов местного самоуправления является правильно организованный процесс планирования. Это могут быть планы социально-экономического развития, более детальные планы муниципальных работ или оказания определенного рода услуг населению (медицинское обслуживание, образование, транспортное обслуживание и др.). Как показывает практика, оптимальным методом планирования является составление бизнес-плана.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав

При принятии решения об изменении существующих и (или) установлении новых границ городских и сельских поселений следует соблюдать следующие требования и условия, предусмотренные ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ:
территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый)*. При этом согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% относительно указанной выше минимальной численности населения не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселения;
сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав;
территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
изменение границ поселения, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного п. 3 ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ, либо на сходах граждан с учетом мнения представительного органа данного поселения.

Читайте также:  Возражение на иск о взыскании алиментов

Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ в целях получения согласия населения при изменении границ, преобразовании муниципального образования может проводиться голосование по указанным вопросам. Данное голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном для проведения местного референдума, с учетом особенностей, указанных в Федеральном законе № 131-ФЗ. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ, преобразование муниципального образования считается полученным, если за изменение или преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Граница муниципального образования — это черта, которая отделяет территорию его территорию от территорий других муниципальных образований или межселенных территорий. Границы муниципального образования напрямую зависят от размеров его территории.

Порядку установления и изменения границ муниципальных образований посвящены ст. 10-13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации границы городского поселения устанавливаются с учетом того, что в его пределах могут находиться один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, не являющихся муниципальными образованиями, как правило, должны устанавливаться с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.

Границы муниципального района должны устанавливаться с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. При этом границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К установлению границ муниципальных образований также предъявляются следующие правила:

  • • границы разных муниципальных образований не могут пересекаться друг с другом;
  • • границы муниципальных образований не могут пересекать административную границу субъекта Российской Федерации и государственную границу Российской Федерации;
  • • граница муниципального района не должна пересекать границу административно-территориальной единицы, расположенной на его территории;
  • • в границах городских и сельских поселений не может быть других муниципальных образований.

В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю, и как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

Читайте также:  Минимальный размер выплат по алиментам

В связи с тем, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ четко определил семь видов муниципальный образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

1. Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

А в состав территории сельского поселения в соответствии с п. 6

ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).

Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

2. В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

3. Территория городского округа (городского округа с внутригородским делением) — это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, наделено статусом городского округа (городского округа с внутригородским делением).

Наделение городского поселения статусом городского округа (городского округа с внутригородским делением) осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ (городского округа с внутригородским делением) не является частью муниципального района.

  • 4. Внутригородской район — часть территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
  • 5. Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Что касается размеров территории муниципальных образований, то Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ точных требований, естественно, не содержит. Однако в нем сказано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований. Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 км. А примерный радиус муниципального района — 40—50 км. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Достаточно важным критерием территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района, является плотность и численность населения. Естественно, что без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации — муниципальном образовании.

Читайте также:  Авария со смертельным исходом наказание

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и меж- селенные территории между ними, а на территориях с высокой плотностью населения — муниципальные образования без межсе- ленных территорий.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Данную конструкцию нормы Федерального закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан исходя из буквы Закона исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим. Земли городских и сельских поселений представляют собой земли в пределах этих поселений. В основном это земли находящиеся в пределах населенных пунктов. В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли. При этом в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель, также находятся земли сельскохозяйственного назначения.

Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть сразу всех перечисленных нами видов земель.

Важным условием поддержания максимальной эффективности территориальной организации местного самоуправления является процедура изменения границ муниципальных образований.

Порядку изменения границ муниципальных образований полностью посвящена ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

С инициативой изменения границ муниципальных образований могут выступать:

  • • население;
  • • органы местного самоуправления;
  • • органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • • федеральные органы государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального

образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

По общему правилу изменение границ муниципальных образований не может осуществиться без учета мнения населения. Более того, в том случае, если население не поддерживает инициативу преобразования муниципального образования, связанного с изменением его границ, проведение мероприятий по преобразованию будет считаться незаконным.

Выявление мнения населения по вопросам преобразования муниципального образования проводится путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Назовите виды земель по целевому назначению, входящие в состав территории муниципального образования.
  • 2. Как соотносятся понятия «муниципальная земля» и «земля муниципального образования»?
  • 3. Что такое границы муниципального образования?
  • 4. Какие правила применяются для установления и определения границ муниципальных образований?
  • 5. Каков порядок установления и изменения границ муниципальных образований?
  • 6. Кто вправе выступать с инициативой об установлении и изменении границ муниципальных образований?
Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector