No Image

Учет спецтехники в бухгалтерском учете

0 просмотров
16 ноября 2019

Бухгалтерский учет аренды спецтехники во многом определяется, с одной стороны, учетной политикой участников сделки, с другой – условиями внесения арендной платы.

Юридические аспекты аренды спецтехники регламентированы ГК РФ. Действующее законодательство разрешает сдавать и брать в аренду транспортные средства специального назначения с экипажем и без. В том и другом случае обязательным является оформление соответствующего договора.

Договорные отношения арендатора и арендодателя

Аренда спецтранспорта с экипажем регулируется ст. 632 ГК. Такой формат сделки предусматривает предоставление движимого имущества арендатору за договорную плату. Весь период временного владения, пользования спецтехникой услуги по управлению ею, техобслуживанию и т.п. оказывает арендодатель. Его обязанностью является предоставление квалифицированного экипажа. Он же берет на себя обеспечение его работы (взаиморасчеты, исчисление и уплату зарплатных налогов, страховых взносов).

Аренда без экипажа регулируется ст. 642 ГК. В рамках данной сделки арендатор получает от арендодателя спецтранспорт во временное возмездное пользование. Техническая эксплуатация и управление машинами полностью ложатся на плечи арендатора.

Отдельно в договоре рекомендуется прописывать условия страхования арендуемой спецтехники. Если таковое является обязательным по закону, расходы несет арендодатель. Инициативное страхование может брать на себя арендатор в целях минимизации финансовых рисков при повреждении арендованного имущества.

Условия, сроки, порядок взаиморасчетов с арендодателем прописываются в договоре. Чаще всего арендная плата определяется как твердая сумма платежей, вносимых периодически либо единовременно.

В счет арендной платы также могут засчитываться услуги, продукция, переданные арендатором арендодателю. В бухучете это проводится не единицами товара, а его денежным эквивалентом, соответствующим актуальной стоимости.

Арендная плата может меняться по соглашению сторон. По закону вносить подобные изменения в договоры аренды разрешается не чаще раза в год. На практике норма нередко нарушается.

Бухгалтерские счета

Спецтехника, взятая компанией в аренду, относится к арендованным основным средствам. Учет ведется на соответствующем забалансовом счете (001). В бухучете отражаются все без исключения арендованные основные средства или средства, находящиеся во временном пользовании.

Учитывается арендованная спецтехника по оценке (стоимости), указанной в договоре. Если в данный документ вносятся изменения относительно оценки объекта аренды, меняются и данные на забалансовом счете.

Аналитический учет ведется отдельно по арендодателям и арендованным транспортным средствам.

Специфика и нюансы учета

Арендная плата за пользование находящейся во временном владении спецтехникой может учитываться в составе расходов. Если движимое имущество арендатор использует непосредственно для осуществления предпринимательской деятельности (производства продукции, оказания услуг и т.п.), сумма арендной платы относится на расходы по обычным видам деятельности. Данная норма закреплена действующими ПБУ.

Признаваться расходы должны в том отчетном периоде, в котором они возникли. Фактическое время выплаты денежных средств значения не имеет. То есть арендатору необходимо отразить в учете арендную плату в том месяце, к которому она относится.

Взаиморасчеты с арендодателем рекомендуется отображать на счете 76, предназначенном для расчетов с кредиторами, дебиторами. К данному счету обычно открывается субсчет для отображения непосредственно расчетов с арендодателем. Если арендодателей несколько, открывается соответствующее количество субсчетов. Практический бухучет взаиморасчетов предусматривает отражение суммы арендной платы, НДС и операции перечисления указанной суммы арендодателю.

Если арендатором арендованная спецтехника используется для осуществления облагаемой НДС деятельности, после отражения в учете услуг по аренде сумма налога может быть предъявлена к вычету. Данная норма закреплена в НК (ст. 171). При использовании арендованной спецтехники для деятельности, не облагаемой НДС, стандартный вычет не используется. Арендатор в таком случае включает сумму налога в расходы, которые принимаются к вычету по налогу на прибыль. В бухучете вычеты по налогам отражаются на соответствующих субсчетах к счету 68, предназначенному для расчетов по сборам, налогам.

Для отражения арендной платы в учете, отнесения ее на расходы, исчисления налогов и последующего принятия сумм к вычету арендатор должен получить первичные бухгалтерские документы от арендодателя. Это могут быть счета, акты.

Отдельно следует отметить учет арендной платы в целях расчета налога на прибыль. Согласно НК РФ, такие платежи стоит относить к прочим расходам, которые связаны с производством, реализацией.

Бухучет аренды спецтехники при единовременном внесении платы

Стандартная схема ежемесячной уплаты арендных платежей и принятия сумм к учету сложностей не вызывает. Она проста, понятна, прозрачна. При единовременном внесении арендной платы возникают некоторые учетные нюансы. Рассмотрим их подробнее.

Актуальные нормы бухучета предписывают отражать отдельной статьей в бухгалтерском балансе затраты, произведенные компанией в одном учетном периоде, а относящиеся – к следующим. Расходы будущих периодов списываются в порядке, установленном организацией. Списание происходит в периоде, к которому фактически относятся такие расходы.

По действующим нормативам отражать расходы будущих периодов рекомендуется на счете 97. Но, согласно инструкции по применению Плана счетов, в описании счета 97 отсутствует прямое указание на такие расходы, как единовременная (или любая другая) арендная плата. Согласно действующим ПБУ, отражать указанные выше расходы рационально на счете 60, предназначенном для расчетов с подрядчиками, поставщиками (при условии открытия специального субсчета для учета предварительной оплаты). Также можно воспользоваться счетом 76 для расчетов с кредиторами, дебиторами. К нему тоже потребуется открыть специальный субсчет.

Учет затрат на ремонт арендованной техники

Если техобслуживание и ремонт арендованной спецтехники производятся за счет арендатора, такие расходы должны быть отражены в учете. Если налогоплательщик использует метод начисления, то затраты принимаются к учету в том периоде, в котором были понесены. Фактическое время их оплаты значения не имеет (НК, ст. 272). Относятся затраты к расходам по производству, реализации.

Если налогоплательщик пользуется кассовым методом, он имеет право признать расходы на ремонт и обслуживание арендованной спецтехники только после их фактической оплаты (НК, ст.273).

Учет аренды специфичен. Он требует особого внимания со стороны бухгалтера. Минимизировать риск совершения ошибок позволит привлечение специалистов. Доверяя бухучет профессионалам, вы экономите средства и сохраняете репутацию добросовестного налогоплательщика.

Заключить договор на ведение бухгалтерского учёта в Перми очень просто – позвоните по телефону +7 (342) 294-30-00, отправьте письмо на электронную почту audit@capital-cg.ru или приезжайте к нам в офис по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.

Хотите передать бухгалтерию на аутсорсинг и ищете бухгалтерское обслуживание в Перми? Обращайтесь в Консалтинговую группу «Капитал»!

На практике у бухгалтеров нередко возникают вопросы, связанные с налогообложением транспортной спецтехники (например, строительной), которая не зарегистрирована в органах Гостехнадзора. Уплачивается ли транспортный налог в отношении такой транспортной техники и вправе ли организация начислять амортизацию по ней в налоговом и бухгалтерском учете? За разъяснениями мы обратились к специалисту.

По общему правилу, сформулированному в ст. 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса. В силу названной статьи к объектам налогообложения отнесены только зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (за исключением транспортных средств, поименованных в п. 2 ст. 358 НК РФ).

Читайте также:  Тест несчастные случаи на производстве

Государственная регистрация автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт регламентирована постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — постановление № 938). Собственники транспортных средств обязаны их зарегистрировать в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления № 938).

Что касается специально оборудованных машин, (например, строительных), то государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзор).

Учитывая названные положения Кодекса, до момента госрегистрации в Гостехнадзоре в установленном порядке и сроки указанных специальных машин транспортный налог не уплачивается. Данный вывод подтверждается судами. В качестве примера можно привести постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457. В этом постановлении высшие арбитры признали правильным подход, примененный судами первой и апелляционной инстанций, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. В силу императивных положений ст. 357, 358 и 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Уклонение от госрегистрации чревато налогом

В то же время арбитражные суды в федеральных округах нередко рассматривают дела о правомерности налогообложения не прошедших госегистрацию транспортных средств. Инициаторами судебного разбирательства выступают налоговые инспекции. Они квалифицируют действия налогоплательщиком как неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога по причине занижения налоговой базы по этому налогу ввиду невключения в объект налогообложения транспортных средств, введенных в эксплуатацию, числящихся на балансе, но не прошедших государственную регистрацию в установленные законодательством сроки. И суды нередко принимают сторону налоговых инспекторов.

Так, в мотивировочной части постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.08.2011 № Ф03-2558/2011 по делу № А73-12291/2010 суд установил, что акционерное общество, эксплуатируя транспортные средства в 2007 г.— 42 единицы и в 2008 г. — 60 единиц, уклонилось от их госрегистрации в установленные сроки и, следовательно, также и от налогообложения, занижая налоговую базу за соответствующие налоговые периоды. Суд сделал следующий вывод: то обстоятельство, что транспортные средства в нарушение установленного порядка, закрепленного нормативным правовым актом Правительства РФ, не были зарегистрированы акционерным обществом, не может служить основанием для его освобождения от уплаты налога, пеней и штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ. Правомерность данного вывода подтверждена постановлением Президиума ВАС РФ от 07.06. 2012 г. № 14341/11 по делу № А73-12291/2010.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в ВАС РФ, общество просило их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений главы 28 Кодекса. Аргумент: транспортные средства, используемые им исключительно в пределах горного отвода, не подлежат госрегистрации и в силу этого обстоятельства обложению транспортным налогом.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих на заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум посчитал, что заявление общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекцией и управлением вменено обществу неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога в отношении 102 транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию в органах государственного технического надзора и числящихся в бухгалтерском учете и отчетности в качестве эксплуатируемых основных средств.

Используемые обществом в производственной деятельности вездеходы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики, тягачи, буровая установка подлежат госрегистрации на основании постановления № 938. Следовательно, транспортные средства общества подлежат госрегистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по госрегистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Амортизация в налоговом и бухгалтерском учете

В силу п. 1 ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Таким образом, постановка на баланс специально оборудованного транспортного средства регламентирована установленными правилами ведения бухгалтерского учета, а именно Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

В силу п. 4 ПБУ 6/01 в состав основных средств зачисляются предназначенные для использования в деятельности организации активы, отвечающие одновременно критериям п. 4 ПБУ 6/01, то есть, активы, составляющие экономическую базу организации. К ним относятся также предназначенные для использования, но не введенные в эксплуатацию транспортные средства, подлежащие госрегистрации в Госавтоинспекции.

Государственная регистрация транспортных средств означает допуск их к участию в дорожном движении.

По вопросу начисления амортизации необходимо обратить внимание, что согласно п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств, включая транспортные средства, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

С учетом изложенного, начисление амортизации в отношении незарегистрированных в Гостехнадзоре специально оборудованных машин соответствует требованиям ПБУ 6/01.

Что касается налогового учета, амортизация начисляется только в отношении амортизируемого имущества, которым в соответствии со ст. 256 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании ст. 257 Кодекса под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Таким образом, в целях налогового учета подлежат амортизации используемые (введенные в эксплуатацию) транспортные средства. Это подтверждает письмо Минфина России от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303, из которого следует, что начислять амортизацию компания вправе до регистрации транспорта в ГИБДД с момента принятия объекта в состав основных средств с составлением акта по форме ОС-1.

Особенности учета и налогообложения складской и строительной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать погрузочную технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации складской или строительной техники? Надеемся, данная статья поможет вести правильно бухгалтерский учет строительной и складской техники.

Читайте также:  Займ от генерального директора обществу

Электропогрузчики и штабелеры — «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее — ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее — СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

для штабелеров — код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);

для электропогрузчиков – код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).

Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее – Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники. К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть?

Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию складской техники, мощность которой превышает 4 кВт?

В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной складкой техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее – органы гостехнадзора).

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

3. Транспортный налог

Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог?

Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

«…следует учитывать, что понятие "транспортное средство" для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт).

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски. Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод – да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Читайте также:  Подать на алименты в браке какие нужны

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности складскую технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим: «…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/01", признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, "наличие регистрации является в данном случае необходимым условием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;

налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.

Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее: «….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку — 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

5. Выводы и рекомендации

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам. Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики.

При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Надеемся, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

Автор статьи: Екатерина Анненкова аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру" Специально для Клерк.Ру — все о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках, 1С и программах автоматизации

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector