No Image

Трудоустройство в следственный комитет

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Следственный комитет России (СКР) сможет принимать на работу помощниками следователя студентов юрфака 3-го курса и старше. Соответствующий законопроект планирует рассмотреть сегодня Госдума в первом чтении. Эксперты сомневаются в необходимости инициативы и рекомендуют проверить ее на коррупциогенность.

Проект закона был внесен в нижнюю палату правительством РФ в конце сентября этого года. Он предполагает изменения в ст. 4 и 16 ФЗ «О Следственном комитете» в целях «улучшения организации работы и усиления кадрового потенциала» ведомства.

Студенты-юристы уже сейчас могут работать следователями отделов и отделений, а также районных и городских подразделений СКР, но для помощников следователей такой возможности не предусмотрено, отмечается в пояснительной записке к проекту. По сложившейся практике следователями назначают тех студентов, которые ранее уже служили в системе СКР на других должностях, не требующих высшего юридического образования. В настоящее время в ведомстве работают 19 таких следователей, что составляет 0,24% от штатной численности ведомства.

Уточняется, что пересмотра штатного расписания сотрудников Следственного комитета не потребуется и предлагаемые изменения будут реализованы за счет средств, уже заложенных для СКР в федеральном бюджете.

Согласно законопроекту предлагается разрешить в исключительных случаях назначать на должности помощников следователей и помощников следователей-криминалистов студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» в вузе, имеющем государственную аккредитацию. При этом кандидат должен отучиться не менее половины срока и не иметь академической задолженности.

Между тем в законопроекте и пояснительной записке к нему не указано, какие именно случаи могут считаться исключительными для того, чтобы взять на работу студента. По мнению экспертов, речь идет о ситуациях, когда в маленьких городах не хватает специалистов с высшим юридическим образованием. Основной поток выпускников идет работать в коммерческие юридические структуры, кроме того, такая напряженная и ответственная работа подходит далеко не всем.

— Есть небольшие населенные пункты, в которых порой очень трудно найти нужного специалиста с высшим образованием. Если студент показывает высокие результаты в учебе, прошел практику, его знают, оценили, проверили, к нему не было нареканий в прошлом, почему не предоставить такую возможность, это великолепный старт для молодого человека, — считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев (ЛДПР). — Это очень хороший шанс и для людей, которые получают юридическое образование, уже работая в системе, для карьерного роста.

Зарплата помощника следователя невысока, и человека с высшим образованием не всегда легко найти на такую ставку, отмечает первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ).

— Помощнику следственные действия не доверят, он будет выполнять техническую работу, для нее и не нужно высшего образования, — сшить дело, составить опись, отвезти документы или образцы на экспертизу, подготовить проект документа под присмотром следователя, — считает он.

Уже сейчас существует практика, когда студенты юридических вузов совмещают учебу на старших курсах с работой в следственных органах. Они работают в качестве добровольных помощников без зарплаты, в свободное от учебы время.

Между тем преподаватели юридических вузов хоть и отмечают, что инициатива даст талантливым студентам хороший старт в карьере, всё же сомневаются, что после 3-го курса молодой человек готов к такой ответственности.

— Сейчас нормативный срок обучения для бакалавра составляет четыре года, и половина срока обучения — это всего два года. Поэтому необходимо более четко указать, какой конкретно срок обучения имеется в виду. После 2-го курса студент еще не готов к ответственной работе, ему всего 20 лет, не говоря о том, что он даже еще не весь уголовный процесс изучил. Я бы предложила бакалавров брать на помощников после полных четырех курсов, когда они решают, идти в магистратуру или работать, — пояснила «Известиям» свою позицию доцент МГЮУ им. О.Е. Кутафина Анастасия Рагулина.

Заведующий кафедрой основ правоохранительной деятельности юридического комитета РАНХиГС при президенте РФ Александр Романов считает, что необходимо требовать от студента рекомендации от вуза, в котором он учится, а также характеристику с оценкой его личных качеств и морального облика.

Нужно более детально расписать «исключительные случаи», чтобы избежать коррупционной составляющей, подчеркнул преподаватель кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия Игорь Иванишко.

— Известны случаи, когда в юридические вузы, даже в военизированные и университет МВД, удается поступить ребятам из организованных преступных группировок, чтобы потом внедряться в систему. А тут получается, что студент, еще даже не получивший диплом, имеет возможность знакомиться с документами, получает определенный уровень доступа, хоть и самый низкий, — заявил он «Известиям».

Кроме того, Иванишко добавил, что использование такой практики в регионах, особенно южных, может вылиться в «клановость».

— Может получиться, что человек с формальной справкой об обучении в юридическом вузе получит должность помощника у своего родственника — следователя. Это уже элемент узаконенной коррупции, поэтому необходимо провести антикоррупционную экспертизу этой инициативы, — предложил он.

ПЕРЕЧЕНЬ

документов, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей федеральных государственных гражданских служащих и педагогических работников образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации

1. Личный листок по учету кадров (для поступающих на должности, по которым предусмотрено присвоение специальных званий), составленный в электронном виде, распечатанный и собственноручно подписанный .

2. Анкета кандидата на должность в системе Следственного комитета Российской Федерации, составленная в электронном виде, распечатанная и собственноручно подписанная .

3. Анкета, собственноручно заполненная и подписанная гражданином Российской Федерации, поступающим на федеральную государственную гражданскую службу, по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 22, ст. 2192; 2007, № 43, ст. 5264), с приложением фотографии.

4. Заявление о поступлении на федеральную государственную службу и назначении на должность в системе Следственного комитета Российской Федерации, по которой предусмотрено присвоение специального звания, собственноручно составленное .

5. Заявление о поступлении на федеральную государственную гражданскую службу и замещении должности федерального государственного гражданского служащего Следственного комитета Российской Федерации, собственноручно составленное.

6. Автобиография (пишется собственноручно).

7. Заявление о согласии на проведение проверочных мероприятий.

8. Письменное согласие на обработку персональных данных.

9. Диплом об образовании с приложением к нему. При представлении диплома об образовании и приложения к нему на национальном языке представляется нотариально засвидетельствованный перевод.

10. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о признании Министерством образования и науки Российской Федерации диплома о высшем профессиональном образовании эквивалентным российскому диплому о высшем профессиональном образовании с соответствующим равенством прав при продолжении обучения и в профессиональной деятельности (для лиц, завершивших обучение после распада СССР в вузах, находящихся на территории бывших союзных республик).

11. Документы, подтверждающие государственную аккредитацию образовательной организации (для негосударственных образовательных организаций).

12. Документы о присвоении ученой степени и ученого звания (при наличии).

13. Документы, подтверждающие профессиональную переподготовку, повышение квалификации.

14. Удостоверения о награждении государственными, ведомственными и иными наградами (при наличии).

15. Паспорт гражданина Российской Федерации.

16. Копия паспорта супруги (супруга).

17. Свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния (о заключении брака (расторжении брака), рождении детей и другие).

18. Военный билет или приписное свидетельство с необходимыми отметками (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу).

Читайте также:  Входные группы многоэтажных жилых домов

19. Удостоверение, предъявитель которого имеет права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации (при наличии).

20. Медицинское заключение установленной формы (для кандидатов на должности, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, – о наличии или отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на службу в систему Следственного комитета Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета Российской Федерации по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 500 «О медицинском освидетельствовании лиц на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 23, ст. 2989); для кандидатов на должности федеральной государственной гражданской службы – заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению по форме № 001-ГС/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.12.2009, регистрационный № 15878).

21. Справки из психоневрологического и наркологического диспансеров по месту жительства о том, что лицо, претендующее на замещение должности, не состоит на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

22. Справка об отсутствии медицинских противопоказаний для работы
с использованием сведений, составляющих государственную тайну (для лиц, рассматриваемых кандидатами на должности, входящие в номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне), по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 № 989н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.10.2011, регистрационный № 22016).

23. Полис обязательного медицинского страхования.

24. Свидетельство о постановке на учет вналоговом органе.

25. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

26. Справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы.

27. Справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы.

28. Справка о доходах формы 2-НДФЛ (для лиц, работавших в других организациях, учреждениях, на предприятиях).

29. Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выданная по форме, установленной Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.12.2011, регистрационный № 22509) с изменениями, внесенными приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации от 04.02.2013 № 62 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.04.2013, регистрационный № 28199), от 05.05.2014 № 398 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.07.2014, регистрационный № 33314), от 19.02.2015 № 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.03.2015, регистрационный № 36474), от 28.06.2016 № 347 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.11.2016, регистрационный № 44212).

30. Трудовая книжка с записью об увольнении с последнего места службы (работы).

31. По три цветные фотографии на матовой тонкой фотобумаге размером 3,5 х 4,5 см и 4 х 6 см(для лиц, имеющих специальное звание, – также одна фотография размером 9 х 12 см, все фотографии– в парадной форменной одежде, китель (жакет) синего цвета, без головного убора, бюст, анфас).

32. Заверенная надлежащим образом выписка из правового акта или копия правового акта о присвоении классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания (для лиц, ранее занимавших должности иного вида государственной службы).

33. Заключение, выданное Министерством внутренних дел Российской Федерации, о наличии гражданства Российской Федерации для лиц, проживавших после распада СССР на территории бывших союзных республик:

независимо от места рождения не имевших на 06.02.1992 регистрации по месту жительства в Российской Федерации, то есть на дату вступления в силу Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 6, ст. 243; 1993, № 29, ст. 1112; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 7, ст. 496; 1996, № 21, ст. 2579; 2002, № 22, ст. 2031);

документированных паспортом гражданина Российской Федерации в консульских учреждениях и дипломатических представительствах Российской Федерации;

прибывших на территорию Российской Федерации после 06.02.1992 в несовершеннолетнем возрасте и первично документированных паспортом гражданина Российской Федерации;

после 06.02.1992 выписанных (снятых с регистрационного учета) с территории Российской Федерации и проживавших за ее пределами;

являвшихся военнослужащими, которые по состоянию на 06.02.1992 проходили службу за пределами Российской Федерации;

являющихся членами семей военнослужащих, проходивших по состоянию на 06.02.1992 службу за пределами Российской Федерации, которые были документированы паспортами гражданина Российской Федерации на основании вкладышей о принадлежности к гражданству Российской Федерации, выдаваемых воинскими частями к паспортам гражданина СССР образца 1974 года и свидетельствам о рождении.

34. Документ из дипломатического представительства или консульского учреждения государства прежнего проживания об утрате (прекращении) гражданства государства прежнего проживания (для лиц, проживавших после распада СССР на территории бывших союзных республик).

35. Дополнительно представляются:

а) лицами, ранее проходившими военную службу, а также службу в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий:

копия послужного списка;

копия расчета выслуги лет для назначения пенсии с предыдущего места службы;

копия приказа (выписка из приказа) об увольнении;

копия последней аттестации;

копия приказа (выписка из приказа) об исключении из списков личного состава;

копия приказа (выписка из приказа) о присвоении первого воинского или специального звания;

копия приказа (выписка из приказа) о присвоении последнего воинского или специального звания;

справка о количестве выплаченных окладов денежного содержания при увольнении (если нет сведений в приказе об увольнении);

справка о календарном и льготном исчислении выслуги лет, в том числе для назначения пенсии, с указанием периодов и основания зачета;

заключение военно-врачебной комиссии (для лиц, уволенных по состоянию здоровья);

б) лицами, ранее проходившими службу в органах прокуратуры:

копия последнего листа расчета выслуги лет для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет;

копии приказов (выписки из приказов) о назначении, перемещении, увольнении, поощрении, наказании;

Читайте также:  Водоканал иваново опломбировка счетчика

копии приказов (выписки из приказов) о прохождении службы в прокуратурах Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания и Кавказской межрегиональной прокуратуре в период с 1992 г. по 1995 г.;

копии заключений служебных проверок (при наличии);

копия последней аттестации;

копии приказов (выписки из приказов) о присвоении первого и последнего классного чина прокурорского работника;

справка о льготном исчислении выслуги лет в период прохождения службы в органах прокуратуры, дислоцирующихся на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Чеченской Республики.

Все представляемые копии документов должны быть заверены надлежащим образом уполномоченными на то должностными лицами.

36. Лицами, обучающимися в образовательных организациях высшего образования, дополнительно предоставляется справка образовательной организации высшего образования, содержащая информацию о дате поступления, получаемой специальности, форме, курсе обучения, планируемой дате окончания обучения, заверенные надлежащим образом копии лицензии образовательной организации высшего образования на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования и свидетельства о государственной аккредитации.

ПЕРЕЧЕНЬ

документов, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей работников Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих

1. Личный листок по учету кадров.

2. Автобиография (пишется собственноручно).

3. Заявление о приеме на работу в качестве работника Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющего профессиональную деятельность по профессиям рабочих, собственноручно составленное (приложение к настоящему Перечню).

4. Письменное согласие на обработку персональных данных.

5. Диплом с приложением к нему.

6. Удостоверения о награждении государственными, ведомственными и иными наградами (при наличии).

7. Паспорт гражданина Российской Федерации.

8. Копия паспорта супруги (супруга).

9. Свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния (о заключении брака (расторжении брака), рождении детей и другие).

10. Военный билет или приписное свидетельство.

11. Удостоверение, предъявитель которого имеет права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации (при наличии).

12. Копия водительского удостоверения (для лиц, претендующих на замещение должностейводителей транспортных средствСледственного комитета Российской Федерации).

13. Медицинское заключение по форме № 001-ГС/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.12.2009, регистрационный № 15878).

14. Медицинское заключение для представления в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по форме № 003-В/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2015 № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.03.2016, регистрационный № 41376), для лиц, претендующих на замещение должностейводителей транспортных средствСледственного комитета Российской Федерации.

15. Справки из психоневрологического и наркологического диспансеров по месту жительства о том, что лицо, претендующее на замещение должности, не состоит на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

16. Полис обязательного медицинского страхования.

17. Свидетельство о постановке на учет физического лица вналоговом органе.

18. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

19. Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выданная по форме, установленной Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.12.2011, регистрационный № 22509) с изменениями, внесенными приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации от 04.02.2013 № 62 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.04.2013, регистрационный № 28199), от 05.05.2014 № 398 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.07.2014, регистрационный № 33314), от 19.02.2015 № 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.03.2015, регистрационный № 36474), от 28.06.2016 № 347 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.11.2016, регистрационный № 44212).

20. Трудовая книжка.

21. По две цветные фотографии на матовой тонкой фотобумаге размером 3,5 х 4,5 см и 4 х 6 см.

22. Лицами, работавшими в других организациях, учреждениях и на предприятиях, дополнительно представляется справка о доходах формы 2-НДФЛ.

23. Лицами, проживавшими после распада СССР на территории бывших
союзных республик, дополнительно представляется заключение, выданное Министерством внутренних дел Российской Федерации, о наличии гражданства Российской Федерации.

Специфика работы в СКР — откровения бывших и действующих сотрудников

Следственный комитет отмечает семь лет со дня создания. За это время ведомство стало самой упоминаемой госструктурой в СМИ, наравне с Минобороны. При этом жизнь и проблемы рядовых следователей часто остаются за кадром. И, как выяснилось, проблем у них немало.
При подготовке данного материала редакция ПАСМИ побеседовала с действующими и бывшими сотрудниками региональных подразделений СК. Имена и фамилии изменены по просьбе опрошенных.

Сложности трудоустройства

Стать следователем сегодня непросто, но возможно. Главное — быть готовым к прохождению многочисленных проверок. И не удивляться, если первые год-два придется выполнять всю работу за кого-то из более опытных коллег.

Артем Хлебовский, стаж работы 6 лет:

«Я устраивался почти три года. Причем вакансии были, но меня не брали. Сейчас понимаю, что надо было заходить с другого конца — найти себе, скажем так, куратора. И договориться с этим куратором, что возьму на себя всю рутину, которую приходится выполнять — заполнять бумаги и прочее. Все оказалось намного проще, чем я думал — без взяток, знакомств и прочего. А рутину отрабатывать за других все равно пришлось».

Светлана Валеева, стаж работы 4 года:

«Устроилась без особых проблем. Прошла, как полагается все проверки. Единственное, что заставило понервничать на этом этапе — долгие согласования, подписи, рассмотрения. Тебя пробивают по одной базе, перепробивают по другой, тесты, собеседования… В какой-то момент хотелось просто прийти и забрать документы. Ну а потом поняла, что им надо было пристроить сначала своих».

Дмитрий Кировлев, стаж работы 5 лет:

«Идеальный вариант — жениться на дочери, внучке, сестре сотрудника Следственного комитета. Но, если это не получилось организовать — придется учиться на одни пятерки с самого первого курса института. Тогда шансы попасть на работу сразу увеличиваются в разы».

Без выходных и отпусков

Переработки, дежурства и невозможность уйти в отпуск, по словам следователей, являются нормой жизни.

Светлана Валеева, стаж работы 4 года:

«Понятно, что по договору у следователей девятичасовой рабочий день… А в реальности без задержек не получится. Никогда, даже перед праздниками. Просто физически не будете успевать оформлять дела и направлять их дальше. А еще — суточные дежурства с выездами на места преступления. И еще одна неприятная особенность — война с начальством за отпуск. Никто же не станет писать на подполковника заявление в Трудовую инспекцию или прокуратуру… Поэтому отпуск первые два года работы если и будет, то не в сезон — это точно».

Дмитрий Кировлев, стаж работы 5 лет:

«Рабочее время — сутки напролет. Получив служебное удостоверение, можно забыть про личную жизнь, личное пространство и свободное время, или все это перенести в стены СК. Если же решите завести семью, то даже взяв в супруги сотрудника комитета, не факт, что не разведешься…».

Читайте также:  Сколько кошек можно держать в квартире

Артем Хлебовский, стаж работы 6 лет:

«Уход с работы — 23.00, возвращение — 09.00. Выходные на работе — рядовое событие. Кроме уголовных расследований, которых в производстве как минимум десять за месяц, приходится проводить процессуальные проверки по заявлениям о преступлениях. Это практически ничем не отличается от расследования уголовного дела. А еще — рассматриваешь обращения граждан, осуществляешь суточное дежурство на подконтрольной территории и так далее…»

Владимир Криворотов, стаж работы 5 лет:

«Право на отдых в Следственном комитете просто игнорируется. Следователи работают за пределами нормальной занятости, в выходные дни. Если следователю удалось подписать документы на отпуск, большую часть он проводит на работе, завершая расследование уголовных дел. А в последнее время прокуроры все чаще необоснованно отказываются поддерживать различные ходатайства следствия, не утверждают обвинительные заключения по уголовным делам, по которым уже завершены расследования. Отменяются ранее принятые решения по уголовным делам и материалам проверок. Делают это и из-за гонки за статистикой. Ну а нагрузка у следователя, получается, растет».

Профессиональная деформация

Цинизм и равнодушие — основные упреки, которые слышат следователи от своих родных и близких. При этом по-другому защититься от специфики работы человеческая психика не в состоянии.

Светлана Валеева, стаж работы 4 года:

«Через два года я услышала от подруги, что она меня не узнает. Родные сказали, что я стала надменной и отношусь к окружающим чуть ли не с отвращением. Пришлось серьезно задуматься над произошедшими изменениями. А когда стало ясно, что побороть профессию в себе невозможно, то решила уволиться. Тем более что ждать какого-то просвета в карьерном росте не приходилось».

Артем Хлебовский, стаж работы 6 лет:

«Три года — стабильный срок для всех. Вы становитесь другим. Каким-то особенно циничным, говорят. Иногда, правда, говорили, что „на человека стал похож“».

Дмитрий Кировлев, стаж работы 5 лет:

«Эта профессиональная деформация надолго. Надеюсь, что не на всю жизнь. Пошел второй год, как я уволился из органов, живу нормальной жизнью, а сны продолжают беспокоить. То начальство вызывает, то статью не ту квалифицировал. Это как бывшим алкоголикам снится выпивка, и они во сне пьют, а просыпаются и думают: „Какое же счастье, что я больше не бухаю“. Но не надо забывать об очевидных плюсах службы в следствии — если там появились друзья, то стопроцентно на них можно всегда положиться».

Начальники и подчиненные

Следователи рассказывают о необходимости согласования своих процессуальных документов с руководством различного уровня, выполнения работы за работников процессуального контроля, оперативных служб, прокуратуры и даже суда. Оспаривание этого порядка, как правило, негативно отражается на дальнейшей работе. Поэтому все предпочитают не спорить.

Александр Семенюк, стаж работы 6 лет:

«В районах с многотысячным населением работает не более 3—6 следователей, большинство из которых не имеют достаточного личного опыта в расследовании тех или иных преступлений. При этом руководители данных структурных подразделений часто не вполне квалифицированы. И это со временем перерастает в конфликты с подчиненными».

Артем Хлебовский, стаж работы 6 лет:

«Если районный следователь успешно расследовал громкое дело, то на завершающей стадии данное дело у него изымается, а все заслуги присваиваются сотрудниками вышестоящего структурного подразделения».

Непредвиденные траты

Оказывается, даже расходы на командировку приходится оплачивать из собственного кармана. Следователям иногда не хватает даже на гостиницу. При этом на следователей нередко ложатся траты на экспертизу и выкуп очереди в СИЗО.

Дмитрий Кировлев, стаж работы 5 лет:

«Мало служебного транспорта, вот и возили я или мой помощник уголовные дела в общественном транспорте. Но папки — это цветочки еще. А вот когда везешь дурнопахнущие вещдоки, человеческие конечности, например. Или то, что называется объектами биологического происхождения… Зато успевали закончить работу в срок».

Светлана Валеева, стаж работы 4 года:

«Требования четкие — соблюдать процессуальные сроки. И для этого за свои деньги мы вынуждены договариваться с экспертами о завершении назначенных судебных экспертиз в самые короткие сроки. Находим переводчиков, разных специалистов, покупаем очередь в следственный изолятор у мошенников-скупщиков. А ведь весь это беспредел провоцируется руководством и страхом следователя перед наказанием».

Артем Хлебовский, стаж работы 6 лет:

«Командировки — это отдельная история. Средняя стоимость гостиничного номера примерно три тысячи рублей, а следователю в лучшем случае платят 2500 рублей. Приходилось договариваться с менеджерами гостиниц о том, чтобы исключали завтраки, шампуни и так далее… Лишь бы уложиться в те гроши, которые нам выделяли. Но самое интересное, что на питание выдавались 100 рублей в сутки. Выходит, что следователь может вскрыть коррупционную схему, вернуть государству похищенные миллиарды, а его держат на кефире с пирожком».

Владимир Криворотов, стаж работы 5 лет:

«Из своих кровных приходится покупать бумагу, заправлять картриджи, ремонтировать технику, оплачивать пошив обязательного к ношению форменного обмундирования и т. д. Далее по списку — компенсация оплаты аренды жилья для работников из других регионов составляет не более 15 000 рублей, при средней стоимости аренды квартиры, например, в Москве, 25 000—40 000 рублей. А зарплата редко превышает 55 тысяч».

Претензии к системе

Сотрудники Следственного комитета зачастую любят свою работу, но критично отзываются о руководстве. Причина — в отношении начальников к рядовым следователям и попытки отыграться на них за свои ошибки.

Дмитрий Кировлев, стаж работы 5 лет:

«Следователи не чувствуют своей защищенности со стороны руководства. Но ведь именно следователи Следственного комитета расследуют дела в отношении влиятельных чиновников и бизнесменов, у которых имеются обширные связи, в том числе и в уголовном мире, плюс еще и административный ресурс. Многие опытные следователи при таком отношении увольняются со службы и получают статус адвокатов, устраиваются в юридические компании. Нередко, кстати, в общественные. Опыт следственной работы позволяет успешно противодействовать нарушениям на стадии предварительного следствия. Особенно если следователь не имеет достаточного опыта работы».

Светлана Валеева, стаж работы 4 года:

«Чтобы воспрепятствовать производству по делу, достаточно увеличить нагрузку на неугодного следователя — гарантированно не успеет собрать доказательства. А еще можно заставить его составлять многочисленные справки, отменять другие дела, заполнять карточки статучета, загрузить жалобами и запросами… Когда так происходило, очень хотелось, чтобы хоть кто-то из руководства поддержал или заступился. Но в реальной жизни этого не происходит, а только продолжают сыпаться наказания, чтобы создать имидж твоей некомпетентности».

Артем Хлебовский, стаж работы 6 лет:

«Почему столько несправедливых приговоров и претензий к работе следствия? Потому что следователей вынуждают квалифицировать действия обвиняемых по более тяжким составам. Говорят: „ты вменяй, а суд разбирается“. А суд не разбирается! Процессуальная независимость следователя работает только в теории. В жизни эта независимость усечена многочисленными руководителями, надзирающими и судьями. Но когда встает вопрос о государственной защите следователя, то эти меры применяются только по резонансным делам. По остальным рапорты остаются без должного рассмотрения».

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector