No Image

Статус малого предприятия определяется

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какова процедура получения предприятием статуса малого или среднего предпринимательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства является поименование организации в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте ФНС России (https://ofd.nalog.ru/). Данный реестр формируется автоматически на основании налоговой отчетности, данных из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), других сведений, предоставляемых в адрес ФНС России.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее — Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — СМП) относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (ИП).

В соответствии с нормами части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ для признания хозяйственного общества СМП необходимо, чтобы оно отвечало одновременно трем критериям:

1) должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований, указанных в п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Так, для обществ с ограниченной ответственностью суммарная доля участия в уставном капитале следующих лиц не должна превышать (пп. "а" п. 1 ст. 1.1 Закона N 209-ФЗ):

— субъектов Российской Федерации,

— общественных и религиозных организаций (объединений),

— благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов),

— иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП.

Причем ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в пп.пп. "в"-"д" п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;

2) среднесписочная численность работников хозяйственного общества за предшествующий календарный год не должна превышать пределов, установленных пп.пп. "а"-"б" п. 2 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;

3) доход хозяйственного общества за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории СМП (п. 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Единый реестр), за ведение которого отвечает ФНС России (часть 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса СМП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.

Как определено частью 6 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ, первое размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте ФНС России осуществлено 01.08.2016. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно начиная с 10.09.2016.

В соответствии с частью 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляются на основании:

— сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

— представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

— сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;

— сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;

— сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.

Одновременно отметим, что согласно абзацу шестому п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (ИП, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 (код формы по КНД 1180011), в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства ИП).

А сведения о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, организации указывают в налоговых декларациях (расчетах) за налоговый период (ст. 19, пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляется ФНС России.

Дополнительно с помощью специального электронного сервиса субъектов малого и среднего предпринимательства в добровольном порядке могут быть сообщены сведения о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства. При этом необходимость подачи специальных заявлений для присвоения статуса СМП в настоящий момент действующим законодательством не предусмотрена.

Соответственно, поименование ООО в Едином реестре является подтверждением его статуса СМП.

Проверить, включено ли ООО в Единый реестр в текущем периоде, можно благодаря тому, что сведения из реестра являются общедоступными, поскольку размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://ofd.nalog.ru/). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Сроки внесения в Единый реестр (исключения из Единого реестра) сведений зависят от вида сведений (п. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):

— общие сведения, имеющиеся у налогового органа, вносятся ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;

— сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП отвечающих условиям отнесения к СМП, а также о прекращении ими деятельности вносятся 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— изменения содержащихся сведений — 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

— исключение сведений в случае, если такие юридические лица, ИП не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, ИП перестали отвечать установленным критериям, производится 10 августа текущего календарного года.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. "Субъекты малого и среднего предпринимательства".

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Читайте также:  Кто должен менять счетчик горячей воды

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Разделы

  • Общая информация
  • Субъектам малого и среднего предпринимательства
  • Заказчикам товаров и услуг
  • Реестродержателям

Субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ), хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4, пункт 1 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ).

В случае, если юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, Федеральная налоговая служба не внесет сведения о предприятии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году.

Поэтому важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1 требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

  • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
  • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в реестр не учитывается при внесении сведений в реестр в 2016 году.

2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3 доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»):

  • микропредприятия — 120 млн. рублей;
  • малые предприятия — 800 млн. рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд. рублей.

При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

Включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства означает соответствие критериям для субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ), таким образом дополнительное подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства не требуется.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для микропредприятий – 15 человек включительно для малых предприятий 100 человек включительно, а для средних предприятий – 250 человек включительно (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам, составляют для микропредприятия — 120 млн. рублей; малого предприятия — 800 млн. рублей; среднего предприятия — 2 млрд. рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация об отнесении субъекта малого и среднего предпринимательства одной из установленных категорий.

Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис, размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

После прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую форму.

Сведения о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства для целей внесения таких сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читайте также:  Рабочее место оператора видеонаблюдения

В России неоднократно на самых различных уровнях поднимались вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Во многих экономически развитых странах малый и средний бизнес считается опорой экономики: в нем занята значительная часть трудоспособного населения, он приносит значительную часть доходов бюджета. Поэтому становится ясно, почему государство заинтересовано в создании прочного экономического базиса из малого и среднего бизнеса и постоянно заявляет о его поддержке. О том, каким образом приобрести статус малого или среднего предприятия и на какие преференции могут рассчитывать субъекты, получившие такой статус, читайте в материале «ЭЖ».

Чтобы понять, какой смысл в получении статуса субъекта малого бизнеса, расскажем о том, каким образом государство поддерживает малое и среднее предпринимательство.

Основные меры поддержки малого и среднего бизнеса

Основным документом, который определяет статус малого и среднего предпринимателя и описывает предоставляемые им меры государственной поддержки, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии МСП). Для малого и среднего предпринимательства этот закон предусматривает следующие льготы и преференции:

применение специальных налоговых режимов. Наиболее известными являются упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и патентная система налогообложения;

упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенная отчетность (см. приказ Минфина России от 21.12.98 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»).

упрощенный порядок ведения кассовых операций (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»);

упрощенный порядок составления статистической отчетности (см. ст. 5 Закона о развитии МСП);

льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество (см. ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства »;

льготы и квоты при участии в госзакупках (в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и закупках отдельными видами юридических лиц (в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Кроме указанных льгот малый и средний бизнес может рассчитывать на поддержку от государства. Закон о развитии МСП говорит о следующих видах такой поддержки:

финансовая поддержка, которая может иметь форму субсидий (предоставление денег для развития социально значимого направления бизнеса при условии предоставления отчетности о расходовании денег), бюджетных инвестиций (предоставление денег в обмен на долю в уставном капитале) и муниципальных гарантий (своеобразное поручительство по обязательствам малого бизнеса) (ст. 17);

имущественная поддержка, то есть передача на льготных условиях (вплоть до безвозмездной передачи) государственного и муниципального имущества (зданий, строений, сооружений, помещений, земельных участков, машин, механизмов, транспортных средств, инвентаря, инструментов и т. д.) в пользование малому и среднему бизнесу (ст. 18). Федеральные органы, органы власти субъектов, органы местного самоуправления ежегодно готовят перечни имущества, которое они готовы передать в аренду на льготных условиях малым и средним предприятиям, и размещают их в открытом доступе (см., например, распоряжение Росимущества от 25.10.2016 № 838-р «Об утверждении перечня недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства»);

информационная поддержка через ресурсы в интернете (ст. 19) — своеобразное просвещение бизнесменов;

консультационная поддержка. Органы власти создают собственные консультационные центры, а также могут компенсировать затраты предпринимателей на оплату консультационных услуг;

поддержка в сфере образования как самих предпринимателей, так и их работников;

поддержка в области инноваций. Этот вид поддержки оказывается через создание технопарков, технико-внедренческих и научно-производственных зон, содействие патентованию изобретений, созданных малыми и средними предприятиями;

внешнеэкономическая поддержка через содействие в продвижении на рынки иностранных государств товаров, работ и услуг малого и среднего бизнеса, сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства.

Особый интерес для предпринимателей на сегодняшний день представляют налоговые преференции, а также финансовая и имущественная поддержка. На особенностях налогообложения мы не будем останавливаться подробно, но скажем несколько слов о финансовой и имущественной поддержке.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются предприниматели, пытаясь привлечь заемное финансирование, является отсутствие достаточного обеспечения. Редкий предприниматель готов отдать банку в залог свою квартиру для финансирования бизнеса (и редкий родственник предпринимателя будет с этим согласен), а собственного имущества у небольшого бизнеса на начальных этапах нет (часто нет его и позднее — с учетом того, что современный бизнес все чаще ведется в интернете). Поэтому банки либо в принципе отказывают в кредитовании малого бизнеса, либо предлагают чрезмерно завышенные ставки. А так как деньги — это кровь бизнеса, малое предприятие без притока дополнительного финансирования не развивается или как минимум развивается не так быстро, как могло бы.

Проблему недостаточного обеспечения призвана решить финансовая поддержка со стороны государства. Малый бизнес имеет право привлечь кредитные средства под поручительство государства. Для этого предприниматель должен найти соответствующую гарантийную организацию (например, в Москве это Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд), сайт фонда — www.mosgarantfund.ru) и ознакомиться с перечнем банков, с которыми она работает. После этого предприниматель может обратиться в любой из банков-партнеров. Если банк готов финансировать малый бизнес, но у заемщика нет достаточного обеспечения, банк с согласия предпринимателя подает заявку на получение поручительства в гарантийную организацию, которая в короткий срок рассматривает заявку. Если гарантийная организация дает свое согласие, то малое предприятие, банк и гарантийная организация подписывают трехсторонний договор, по которому банк выдает предприятию деньги под поручительство гарантийной организации.

Что касается имущественной поддержки, то она предполагает, во-первых, возможность получения в пользование государственного или муниципального имущества по льготным арендным ставкам (в первый год — 40% размера арендной платы; во второй год — 60% размера арендной платы; в третий год — 80% арендной платы, и только с четвертого года — полный размер арендной платы), а в некоторых случаях и вовсе бесплатно, во-вторых, возможность льготного выкупа этого имущества впоследствии (с рассрочкой при выкупе на срок до пяти лет).

Какие критерии установлены для малого и среднего предприятия?

Как видно, получение статуса малого или среднего предприятия дает бизнесу довольно существенные преимущества. Поэтому важно понять, с какими критериями Закон о развитии МСП связывает получение этого статуса. Это критерии по корпоративному владению, по количеству работников и по объему выручки.

Читайте также:  Социальные программы для молодых семей

Критерий корпоративного владения, то есть владение долями в уставном капитале для ООО или акциями для акционерных обществ, считается выполненным в случаях, если:

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды владеют не более 25% уставного капитала или голосующих акций предприятия;

иностранные компании и российские юридические лица, относящиеся к крупному бизнесу, владеют не более 49% уставного капитала или голосующих акций предприятия (есть и иные особенные случаи корпоративного владения, но они настолько редки, что мы их специально не рассматриваем).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 265-ФЗ п. 1.1 ст. 4 Закона о развитии МСП был дополнен подп. «е», который предоставил акционерным обществам возможность по общему правилу получить статус субъектов МСП. Напомним, что до появления этой нормы по общему правилу акционерные общества такой возможности не имели (подробнее читайте в материале «Акционерные общества по общему правилу больше не будут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства», «ЭЖ», 2016, № 03).

Количество работников малого предприятия (точнее, среднесписочная численность работников) за прошлый календарный год не должно превышать 100 человек. В микропредприятии (это особая разновидность малого предприятия) среднесписочная численность работников не должна превышать 15 человек. Для среднего предпринимателя допустимая среднесписочная численность сотрудников составляет от 101 до 250 человек.

Наконец, выручка малого предприятия (закон говорит о доходе, который определяется на основании положений Налогового кодекса РФ, но упрощенно можно говорить и о выручке компании) не должна превышать 800 млн руб., а выручка микропредприятия — 120 млн руб. Выручка среднего предприятия не может превышать 2 млрд руб. (см. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Других критериев закон не содержит. Ни размер уставного капитала, ни стоимость имущества компании значения не имеют. Компания может владеть огромными активами, долями и акциями крупнейших фирм, но при этом все равно относиться к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: кто и как может в него попасть?

Однако есть еще один, формальный критерий, а именно включение компании, отвечающей критериям малого или среднего предприятия, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Это важно, так как на практике для реализации любого из прав, которые предоставлены малому или среднему бизнесу, предприниматель должен состоять в этом реестре. Наличие сведений о малом или среднем предприятии критически важно и для получения субсидий, и для финансовой или имущественной поддержки, и для получения льгот при государственной закупке. Каким же образом происходит включение предприятия в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

Прежде всего отметим, что Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ведет Федеральная налоговая служба. Сам реестр находится в открытом доступе (размещен по ссылке https://rmsp.nalog.ru/), и любой предприниматель может проверить, есть ли сведения о нем в Реестре. Сегодня налоговая служба автоматически включает юридическое лицо в Реестр при его создании в случае, если оно соответствует критериям малого или среднего предприятия. Так как в момент государственной регистрации новой компании у нее еще нет сотрудников и нет выручки, то эти критерии налоговый орган не применяет. Соответственно, имеет значение только критерий корпоративного владения, и именно его проверяет налоговый орган: если в уставном капитале Российской Федерации, субъектам или муниципальным образованиям принадлежит меньше 25%, а также если крупным предприятиям принадлежит меньше 49%, то налоговый орган включит компанию при регистрации в Реестр автоматически. Однако следует учитывать, что сведения о вновь созданном юридическом лице вносятся в Реестр не сразу, а до десятого числа следующего месяца.

Другой случай, когда компания может попасть в Реестр, — ситуация, при которой раньше она не соответствовала какому-то критерию, а потом стала полностью соответствовать всем критериям малого или среднего предприятия. Например, компанией владела на 50% крупная корпорация, которая впоследствии вышла из состава участников. Или работников было больше 250, а потом было проведено сокращение. Либо выручка компании была более 2 млрд руб., а потом снизилась. Что происходит в этом случае? Налоговые органы проводят своеобразную ревизию Реестра до 10 августа каждого года. Они анализируют данные Единого государственного реестра юридических лиц о долях владения в уставном капитале. Также налоговики получают данные от держателей реестров акционеров о владении акциями компаний. Они проверяют сведения о выручке и среднесписочной численности работников за предыдущий год. И на основании всех этих сведений налоговые органы принимают решение о включении действующей компании в Реестр или, наоборот, исключении из него. Сами компании, чтобы их включили в реестр субъектов МСП, в налоговые органы сведения о себе подавать не обязаны. Сведения в Реестр попадают по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

Однако нельзя исключать вероятность ошибки — компанию, даже соответствующую всем критериям малого или среднего предприятия, по какой-то причине все же могут не включить в Реестр субъектов МСП. Сегодня у предпринимателя в такой ситуации имеется возможность сообщить в налоговые органы о такой ошибке. Если предприниматель видит, что сведений о нем в Реестре нет, хотя они очевидно должны там быть, он в электронной форме обращается в налоговую с заявлением о проверке сведений Реестра. На практике налоговые органы успешно рассматривают такие заявления и включают сведения в Реестр. Но даже получение разъяснения от налогового органа с указанием на то, почему сведения отсутствуют, то есть какому критерию не соответствует предприниматель, тоже полезно.

Таким образом, малый и средний предприниматель может рассчитывать как на льготы от государства (налоговые льготы, льготы при участии в госзакупках), так и на государственную поддержку (что наиболее важно, на финансовую и имущественную поддержку). И получение льгот, и получение поддержки связывается с определенными критериями, которым должны соответствовать компания или индивидуальный предприниматель, а также с включением в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на то что включение в Реестр происходит автоматически, мы рекомендуем проверить наличие сведений о себе в Реестре, и если они там отсутствуют, сообщить об этом в налоговые органы.

Важным преимуществом получения статуса малого предприятия являются так называемые надзорные каникулы, действующие до конца 2018 г. (введены Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ). До этого времени значительное число госорганов не вправе проверять малый бизнес в плановом режиме (включать в планы проверок).

Еще одно преимущество статуса субъекта малого предпринимательства — в ряде случаев при совершении административного правонарушения в первый раз таким субъектам грозит предупреждение вместо штрафа (ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector