No Image

Сроки прохождения медосмотра водителей

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения«.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

  • 13 Ноября, 2018
  • Медицинское право
  • Юлия Абдулбарова

В Российской Федерации доступ водителя к управлению транспортным средством невозможен без получения им специальной справки о прохождении медицинского осмотра. Это касается не только факта получения водительского удостоверения. Медосмотр водителей — периодическая процедура. Она обязательна не только для профессионалов, но и для владельцев личных автомобилей. В статье мы разберем самые новые, актуальные для 2018 года правила прохождения данных медосмотров.

Цель мероприятия

Как первый, так и периодический медосмотр водителей для многих владельцев авто кажется бессмысленной тратой нервов, денег и времени. Но с позиции российского законодательства это разумно необходимая процедура. Именно в ходе такой комиссии удается выявить у гражданина противопоказания, делающие управление ТС невозможным для него.

Это такие состояния здоровья, при которых вождение авто опасно как для самого лица, так для окружающих, участников дорожного движения. Именно медкомиссии делают ситуацию на дорогах в несколько раз безопаснее.

Когда необходима медкомиссия?

Направление на медосмотр водителей в данном случае регулирует Приказ Министерства здравоохранения 15.06.2015 № 344-н. В акте объясняется, в каких случаях водителя направляют на осмотр, как происходит получение необходимого медицинского заключения-справки.

Читайте также:  Фальсификация что это простыми словами

Водительская комиссия обязательна в следующих случаях:

  • Факт получения ВУ — водительского удостоверения.
  • Замена ВУ в связи с истечением его срока действия (в Российской Федерации — каждые 10 лет).
  • Возврат изъятого (по причине истечения срока действия) ВУ судом.
  • Открытие следующей водительской категории.
  • Трудоустройство в качестве водителя.
  • Регулярное переосвидетельствование профессиональных шоферов.

Буква закона

Проведение, прохождение водительских медосмотров регулируется следующими российскими законодательными актами:

  • ФЗ № 437 (2013). В этом акте оговорены правила и условия прохождения водительской комиссии.
  • Инструкции по приему экзаменационной аттестации ПДД.
  • Приказ Министерства здравсоцразвития № 302-н (2014). Тут представлен список условий, не позволяющих автовладельцу садится за руль.
  • Ст. 23 ФЗ № 196 (год публикации — 1995, год последней редакции — 2016). Содержит в себе перечень медицинских мероприятий для обеспечения безопасности на дорогах.

Мы разобрались с законами о прохождении медицинского осмотра для водителей. Из них ясно следует: гражданин пригоден к управлению ТС только после получения соответствующей медсправки.

Для профессиональных шоферов

Периодический медосмотр водителей — процедура, обязательная для профессионалов, к которым российское законодательство предъявляет более строгие требования, чем к рядовым автовладельцам. За любые нарушения предписанного порядка вводятся штрафные санкции.

Обратимся к конкретным примерам из законодательства:

  • Согласно п. 4 ФЗ № 437, п. 1 ст. 213 Трудового Кодекса РФ вводится обязательный периодический осмотр водителей во всем спектре автотранспортных предприятий. Вне зависимости от расстояний, что преодолевают шоферы, типа ТС, которым они управляют. Правило распространяется не только на АТП, имеющие многочисленный штат сотрудников, но и на индивидуальных предпринимателей.
  • Часть 7 ст. 213 ТК РФ свидетельствует о том, что водительские медосмотры на предприятии оплачивают не сами шоферы (как в случае с владельцами л/а), а их работодатели.

Обновление законодательства

Теперь заострим внимание читателя на тех обновлениях в законодательстве, которые, так или иначе, связаны с водительскими медицинскими осмотрами.

В 2016-м в Министерстве юстиции России был официально зарегистрирован приказ Министерства здравоохранения № 344-н (2015). Он касался именно будущих/настоящих водителей транспортных средств.

Согласно этому документу стали актуальными следующие изменения:

  • Новые порядки проведения медицинских комиссий для водителей.
  • Упразднение предыдущего порядка.
  • Введение новых правил тестирования автовладельцев на различные состояния опьянения.
  • Регулирование процесса освидетельствования при обмене водительских прав в связи с истечением их срока годности.
  • Порядок возврата водительского удостоверения после его изъятия.
  • Введение в оборот новой формы водительской медицинской справки — 003 в/у.

Если быть краткими, это основные положения нового закона о медосмотрах для водителей.

Сравнение с прежними предписаниями

Если сравнить новое законодательство с предыдущим, то станет заметным, как ужесточились требования к медицинскому освидетельствованию автолюбителей на наличие в организме следов употребления алкоголя или наркотиков.

Но вместе с тем правила прохождения медицинской комиссии, необходимой для получения или замены водительского удостоверения, стали проще. Например, стало необязательным посещать специалистов: хирурга, гинеколога, отоларинголога, невролога.

Что касается последнего врача, то его заключение необходимо только в одном случае — если для этого обнаружил основание терапевт. Схожее условие поставлено и для прохождения ЭЭГ — электроэнцефалографии. Теперь ни нарколог, ни психиатр не могут требовать от водителя как результатов ЭЭГ, так и справки от психолога.

Однако упрощение процедуры действует только для водителей легковых авто, мотоциклов. Что касается периодических медосмотров для водителей в организации, они и по сей день проходят по всей строгости.

Прохождение "новой" медкомиссии

Разберем нюансы прохождения медицинских комиссий для автовладельцев в 2018 году:

  • Обращаться, как и ранее, следует только в медучреждения, уполномоченные проводить подобные медосмотры.
  • У автовладельца при себе должен быть паспорт гражданина РФ. Что касается иногородних граждан, то они должны дополнительно предъявить и свидетельство об оформлении временной регистрации.
  • Настоящие автовладельцы на очередной медосмотр предоставляют свое ВУ. Что касается профессионалов, им нужно предъявить и заключение, выданное на предыдущем осмотре.
  • Как и ранее, справка оформляется и выдается доктором-терапевтом. Специалист анализирует заключения других докторов, результаты пройденных водителем обследований.
  • За наркологом сохраняются право назначить сдачу на анализ мочи/крови для исключения факта употребления наркотиков, хронического алкоголизма.
  • Если психиатром будут обнаружены признаки заболеваний, при которых управление ТС опасно, он правомочен предписать водителю психиатрическое освидетельствование.
  • Итог прохождения медосмотра — справка стандартной формы № 003 в/у с заключением терапевта о пригодности данного водителя к управлению автосредством определенной категории.

Цена вопроса

Выше мы установили, что предрейсовые медицинские осмотры оплачиваются работодателем шофера. Но каково положение дел касаемо водителей личного автотранспорта?

Если брать средние по РФ цифры, то прохождение медицинской комиссии по новому порядку в 2018 году обойдется для них в 1500-3000 рублей. Если водитель обратится в государственное медицинское учреждение. Если же ему по душе посещение частного медцентра, то стоимость комиссии там начинается в среднем от 4 тысяч рублей.

Каковы сроки прохождения периодического медосмотра водителей? Если ранее процедура занимала несколько дней кряду, то в 2018 году реально пройти всю комиссию за один день.

Виды медицинских осмотров

Где проходить водительскую медкомиссию? Профессиональные водители являются в медучреждение, назначенное работодателем. Что касается частных автовладельцев, то на свой выбор они могут направиться или в государственную поликлинику, или в частную клинику.

Для водителей авто там предусмотрены обычно два вида медосмотров:

  • Прохождение медицинской комиссии для ГИБДД — для получения/смены водительского удостоверения.
  • Осмотры для допуска к осуществлению профессиональной деятельности в качестве водителя ТС.

Периодичность мероприятий

Теперь поговорим о периодичности медицинских осмотров для водителей:

  • Медицинское освидетельствование граждан-кандидатов в водители авто. Однократно перед получением водительских прав.
  • Медицинское освидетельствование настоящих водителей ТС в связи со сменой ВУ. Каждое 10-летие.
  • Медосвидетельствование водителей в связи с возвратом ВУ. В случае необходимости.
  • Внеочередные медосвидетельствования водителей, у которых в продолжение периодического медицинского осмотра были выявлены признаки болезней и патологий, что являются противопоказаниями или ограничениями к управлению ТС. В случае необходимости.
  • Предварительный медицинский осмотр. В случае трудоустройства гражданина на водительскую должность.
  • Периодические медосмотры профессиональных водителей. Один раз в 2 года.
  • Послерейсовые/предрейсовые медицинские осмотры профессиональных водителей. На регулярной основе.

Ежегодный медосмотр может вводиться для автовладельца только в исключительных случаях:

  • Гражданин не достиг 21 года.
  • Имеются определенные ограничения по состоянию здоровья.

Что касается медицинской справки формы 003 в/у, то срок ее действия — один год с момента выдачи. Следовательно, ее получатель может обращаться с данным медицинским документом в ГИБДД в любой из дней в течение этих 12 месяцев.

Читайте также:  Надо ли менять диплом после замужества

Освидетельствование перед рейсом

Что касается медицинского освидетельствования водителей перед рейсами — это несколько иная процедура, нежели стандартный медосмотр. Она была введена еще в эпоху СССР в 60-х годах. Тогда и сейчас процедура преследует схожую цель: вовремя выявить работников,находящихся в различных состояниях опьянения, под воздействием наркотических препаратов, сильнодействующих лекарств, снижающих скорость реакции, в состоянии тяжелой болезни, крайней усталости.

Внедрение такой меры позволило еще в те время в несколько раз снизить число аварий на дорогах. Поэтому с 1970 годов предрейсовые медосмотры стали обязательными повсеместно, во всех крупных АТП. Однако в те времена процедуру проводили не медицинские работники, а специально обученные инструкторы. Только в 1990-х проведение предрейсовых осмотров профессиональных водителей стало прерогативой медиков.

Что касается 2018 года, то сегодня организовать медицинское предрейсовое освидетельствование должен каждый работодатель, имеющий автотранспортное хозяйство — как крупная организация, так и ИП. Это отражено в ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения". Данное правило не вводится только для экстренных служб: Скорой помощи, полиции, ГИБДД, газовой службы, противопожарной безопасности и проч.

Основанием для отстранения водителя от управления транспортным средством является:

  • Наличие симптомов определенных заболеваний.
  • Уровень артериального давления, частота сердечных сокращений, отклоняющиеся от нормы.
  • Признаки какого-либо опьянения.

Результаты проверки записываются доктором в специальный журнал учета. Если отклонений выявлено не было, то медработник ставит "разрешительный" штамп в путевом листе. Также в документе указывается следующее:

  • Время прохождения медицинского освидетельствования.
  • Ф. И. О. медработника, который был ответственен за проведение процедуры.

Штраф, если водитель не прошел периодический медосмотр — освидетельствование перед рейсом, накладывается не только на шофера, но и на его работодателя. Если же медик поставил не соответствующее действительности разрешение, то наказание ждет и его тоже.

Где проходят комиссию?

Справки о прохождении водительской медкомиссии в России имеют право выдавать как государственные, так и частные медучреждения. Но и у тех, и у других обязательно должна быть лицензия на проведение подобной деятельности. Несмотря на то что медицинскую комиссию водитель может пройти в любом из этих специализированных учреждений, посещение психиатра и нарколога — это обращение только в государственную клинику по месту своей регистрации или проживания.

Стоимость данной услуги мы уже разобрали. Необходимо учитывать, что получение справки у нарколога и психиатра оплачивается отдельно. Прием у каждого из этих специалистов обойдется вам, в среднем, в 300-1000 рублей. Цена зависит от региона проживания, клиники, в которую вы обратитесь.

К каким специалистам необходимо обратиться?

Новые порядки существенно сократили число врачей, чье заключение необходимо для прохождения водительской медкомиссии. Так, соискателям самых распространенных категорий нужно пройти осмотр только у четырех специалистов. Однако по указанию терапевта они могут быть направлены и к другим докторам.

Итак, для водителей, имеющих категорию А, А1, В, ВЕ, В1, М, предусмотрена следующая медицинская комиссия:

  • Обязательный осмотр: психотерапевт, нарколог, офтальмолог, терапевт.
  • По назначению терапевта — невролог.
  • По назначению невролога — ЭЭГ.
  • По направлению нарколога — сдача на анализ мочи/крови.

Что же касается профессиональных водителей, то им предстоит более серьезная медкомиссия. Соискатели категорий С, СЕ, С1, С1Е, D, DE, D1, D1E, Tm, Tb должны пройти следующий осмотр:

  • Обязательно: терапевт, нарколог, офтальмолог, отоларинголог, психотерапевт, невролог, а также прохождение ЭЭГ.
  • По направлению на медосмотр нарколога — сдача мочи/крови на анализ.

Если водитель намеревается в скором будущем сдавать на несколько категорий прав одновременно, то ему следует уведомить медиков об этом заранее — чтобы в случае необходимости сразу пройти более обширную комиссию. Это поможет сэкономить деньги — не надо будет тратиться на прохождение тех же специалистов при повторном медосмотре на новую категорию прав. Однако в этом случае нужно успеть сдать все необходимые водительские экзамены за год. Ведь именно столько действует справка № 003 в/у.

Кто не сможет пройти комиссию?

Если водитель отказывается пройти осмотр хотя бы у одного из специалистов, чье заключение обязательно, терапевт не может выдать ему справку № 003 в/у. Если обратиться к Постановлению Правительства РФ № 1604 (2014), то отказ в получении данного медицинского документа получат граждане, имеющие следующие заболевания, отклонения, патологии:

  • Хронические эндокринные болезни.
  • Серьезные проблемы со зрением.
  • Патологии конечностей.
  • Регулярные потери сознания, припадки.
  • Задержка как умственного, так и физического развития.
  • Социально опасные психические заболевания.
  • Наркотическая зависимость.
  • Порок сердца.
  • Алкоголизм.

Отказ тут разумно мотивирован: управление транспортным средством в вышеописанных состояний опасно как для самого гражданина, так и для окружающих его людей.

В 2018 году проходить как начальные, так и периодические медицинские осмотры водителям стало намного проще. Для выписки справки № 003 в/у необходимо получить удовлетворительное заключение только у 4 специалистов. Что же касается профессиональных водителей, для них как периодические медкомиссии, так и предрейсовые осмотры остались такими же строгими.

Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально. Как в нынешнем году осуществляется медкомиссия для водителей и в чем состоят недавние изменения порядка проведения медицинского освидетельствования?

Цель прохождения медкомиссии

Большинству водителей медосмотр кажется бессмысленным мероприятием, которое лишь отнимает время и деньги. Однако разобравшись, почему законодательство РФ предписывает водителю пройти медицинскую комиссию и получить медсправку, будет легче согласиться с целесообразностью этой меры.

Водительская комиссия позволяет выявить причины, по которым определенные лица не могут быть допущены к управлению ТС. По ее итогам граждане, состояние здоровья которых представляет потенциальную опасность для остальных участников движения, просто не могут садиться за руль. Это позволяет другим водителям чувствовать себя безопаснее на дорогах, а уровень ДТП значительно снижается.

В ст. 4 Приказа Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344-н объясняется, в каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование и как происходит получение справки по форме, установленной законодательством. Это происходит при:

  • получении водительского удостоверения (ВУ);
  • замене ВУ по истечении срока действия (в России этот срок составляет 10 лет);
  • возврате изъятого судом ВУ с истекшим сроком действия;
  • открытии очередной водительской категории;
  • трудоустройстве в качестве водителя.

Нужно отметить, что от профессионалов требуется не только медсправка для работы водителем, но и регулярное переосвидетельствование.

Законодательная база

Все нюансы прохождения медицинского освидетельствования регулируются следующими нормативными актами:

  1. Федеральный закон № 437 от 28.12.2013 (оговаривает порядок и правила прохождения комиссии).
  2. Инструкция по приему экзаменационных аттестаций ПДД.
  3. Приказ № 302-Н Минздравсоцразвития от 12.04.2014 (перечень условий, по которым водитель не допускается к управлению ТС).
  4. Ст. 23 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 в ред. от 03.07.2016 (перечень медицинских мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения).
Читайте также:  Подача документов на перерасчет пенсии

Как следует из указанных документов, наличие справки, подтверждающей удовлетворительные результаты медкомиссии, — одно из главных условий определения пригодности гражданина к управлению автотранспортным средством.

Необходимость на предприятии

Российское законодательство предъявляет особые требования к водителям-профессионалам. Обязательны регулярные медицинские осмотры и освидетельствования работников автотранспортного предприятия. За любые нарушения порядка проведения этих мероприятий предусматриваются штрафные санкции.

Согласно п 4. вышеупомянутого ФЗ и п.1 ст. 213 ТК РФ, обязательный периодический медосмотр водителей на предприятии проходят все, кто занимает эту должность, независимо от расстояний, преодолеваемых во время работы, и типа ТС.

Следует отметить, что это требование распространяется не только на АТП с многочисленным штатом работников, но и на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно занимаются перевозками.

Если обычную медкомиссию оплачивают водители (и кандидаты в них), то, в соответствии с ч. 7 ст. 213 ТК РФ, медицинское освидетельствование водителей на предприятии финансируется из средств работодателя.

Новое в законодательстве

Весной 2016 года начали действовать некоторые изменения. Для того чтобы не стать невольным нарушителем закона, следует выяснить, в чем заключается суть новой медкомиссии для водителей в 2019 году.

11.03.2016 в Министерстве юстиции РФ был официально зарегистрирован приказ Минздрава РФ № 344-н от 15.06.2015 , касающийся проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей/кандидатов в водители ТС. Согласно этому документу:

Новый приказ регулирует процесс осуществления освидетельствования при обмене водительских прав в связи с истечением срока их действия, а также при их возврате после лишения права на управление ТС. Медсправка больше не потребуется при восстановлении утерянного документа и при смене фамилии. С июля 2016 лицензированные медучреждения начали использовать новую форму водительской справки 003 В/У.

Сравнение с прежними нормами

Новые правила содержат более жесткие требования в отношении проведения в 2019 году медицинского освидетельствования водителей транспортных средств на наличие в организме алкоголя или наркотиков. Зато нормы прохождения медкомиссии при получении или замене ВУ стали значительно проще. Например, из перечня врачей, к которым нужно обратиться, были исключены:

Заключение невролога теперь потребуется исключительно в случае, если терапевт обнаружит основания для этого. Аналогичное условие действует и в отношении ЭЭГ (электроэнцефалографии). Нарколог и психиатр больше не имеют права требовать от водителей ЭЭГ и заключение психолога.

Нужно подчеркнуть, что на упрощение процедуры могут рассчитывать только водители легковых авто и мотоциклов. Для соискателей категории С и выше перечень необходимых специалистов сохраняется.

Как пройти медкомиссию «по-новому»

При обращении в учреждение, уполномоченное для проведения подобного рода осмотров, будущие водители должны предъявить лишь свой гражданский паспорт (иногородние прилагают документ о временной регистрации). Во время «перекомиссии» любители предоставляют свое ВУ, а профессионалы приносят еще и заключение, выданное при предыдущем осмотре.

Справка оформляется и подписывается терапевтом. Этот врач анализирует заключения осмотров других специалистов и результаты назначенных ими обследований.

Нарколог имеет право назначить проведение анализа мочи/крови водителя, чтобы исключить хронический алкоголизм и факт употребления наркотиков. А если психиатр обнаружит признаки заболеваний, при которых противопоказано управление ТС, он может инициировать психиатрическое освидетельствование.

Многие водители уже на себе испытали преимущества «облегченного» прохождения освидетельствования. По их оценкам, медкомиссия для ГИБДД и ГАИ нового образца со всеми специалистами в 2019 году обходится примерно в 1500 – 3000 рублей в государственных поликлиниках и до 5 тыс. рублей – в частных. Если прежде посещение всех специалистов занимало несколько рабочих дней, то сегодня можно уложиться всего в один.

Итог прохождения комиссии — выдача справки по форме 003-В/у с медицинским заключением о его пригодности к управлению транспортным средством указанной категории.

Виды и периодичность осмотра

Водители автомобилей обычно проходят следующие виды осмотров:

  • медкомиссия для ГИБДД (мероприятия, связанные с получением водительского удостоверения);
  • осмотр для допуска к осуществлению профессиональных обязанностей водителя.

Частота прохождения комиссии напрямую зависит от вида требуемого осмотра.

Вид осмотра Периодичность
Медицинское освидетельствование кандидатов в водители ТС Однократно при получении ВУ
Медицинское освидетельствование водителей ТС в связи с заменой удостоверения Каждые 10 лет
Медицинское освидетельствование водителей ТС в связи с возвратом прав При необходимости
Внеочередное медицинское освидетельствование водителей, при проведении периодического медосмотра которых выявлены признаки заболеваний, являющихся противопоказаниями или ограничениями к управлению ТС При необходимости
Предварительный медосмотр При трудоустройстве на должность водителя
Периодический медосмотр 1 раз в 2 года
Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей-профессионалов Регулярно

Ежегодный медосмотр водителей проводится, лишь если человек:

  • не достиг 21 года (для профессионалов);
  • имеет определенные ограничения по состоянию здоровья.

Медицинская справка по образцу 003-В/У действительна в течении 12 месяцев, с момента ее выдачи. Ее обладатель вправе обращаться с ней в ГИБДД вплоть до самого последнего дня, входящего в этот срок.

Освидетельствование перед рейсом

Медосмотр водителей перед рейсом — совершенно иная процедура. Он был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х годах и позволял выявить и отстранить от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.

Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.

В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.

В наши дни обязанность организовать предрейсовое медицинское освидетельствование водителей возлагается на каждое юрлицо и ИП (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это правило не распространяется лишь на экстренные службы (полицию и Госавтоинспекцию, скорую помощь, газовиков, МЧС, пожарных и пр.).

Основанием для отстранения работника от управления ТС служат:

  • симптомы заболевания;
  • изменение нормальной частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • признаки опьянения.

Результаты осмотра фиксируются в журнале. Если медработник не обнаруживает отклонений, он ставит штамп в путевом листе, где указываются сведения о времени прохождения освидетельствования, а также ФИО сотрудника, ответственного за проведение процедуры.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector