No Image

Штраф за загромождение путей эвакуации

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Правила по пожарной безопасности следует соблюдать каждому гражданину РФ. Т.к. за халатность в отношении снижения пожароопасности можно не просто заслужить штраф, но и получить травмы или стать причиной чрезвычайной ситуации с множеством жертв.

Основная информация

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Пожарная безопасность это то, что проверяется на каждом объекте недвижимости, особенно если оно будет связано с массовым посещением людей.

Проверки организаций производятся по плану, установленному графиком. При необходимости объект с некоторым риском возгорания может быть посещен инспектором МЧС и вне плана, но для этого, как правило, должны быть веские основания.

Определения

Пожарная безопасность – это комплекс мер, примененных в помещении для уменьшения риска возгорания и для безопасной эвакуации людей при возникновении пожара.

Законодательство

Законодательно все требования, по которым будет производиться проверка уполномоченными лицами, описаны в:

Проверка безопасности

Проверка безопасности на предприятии выполняется с целью классификации сооружений на различные группы риска.

Структуры, которые по результатам оценочной комиссии получают документ с отсутствием претензий к технике безопасности, могут быть освобождены от плановых проверок в определенном периоде.

Важно! Проверку могут осуществлять только специалисты прошедшие аккредитацию на данный вид деятельности.

Когда будет проходить

Проверка по пожарной безопасности может быть:

  1. Вызвана инициативой самого собственника имущества. Для данного аудита потребуется нанимать специалиста с лицензией на нужные работы.
  2. Плановой, осуществленной комиссией из пожарной инспекции.
  3. Внеплановая проверка. Данный вид контроля осуществляется при наличии довольно веских причин, например, жалоба от граждан, утверждающих, что на каком-либо объекте существуют серьезные нарушения норм по пожарной безопасности.

Если сам владелец помещения знает, что не все идеально в отношении противопожарной системы, то требуется перед плановой проверкой пригласить независимого оценщика ситуации и тем самым обезопаситься от частых визитов сотрудников из Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Порядок проведения

Аудит по безопасности в отношении риска возникновения пожара осуществляется по следующему принципу:

  1. Проводится проверка документации на объект. Важно предоставить аналитику все документы с момента постройки, а также сведения о производимых изменениях в конфигурации здания. Эксперт должен оценить безопасность постройки, уровень токсичности при возгорании стройматериалов, произвести расчеты по правильному монтажу лестниц для эвакуации и других элементов строения.
  2. После того как ознакомление с бумагами завершено, лицензированный специалист должен тщательнейшим образом осмотрен объект проверки. Данное мероприятие не ограничивается лишь поиском огнетушителей во всех положенных местах. Изучаются такие параметры, как проходимость путей эвакуации, наличие понятных схем по уходу из помещения в случае пожара, осматриваются места, которые могут служить причиной возгорания (кухни, помещения для курильщиков, места укрепления розеток).
  3. Специалист в области безопасности обязан выяснить, каков уровень знаний по пожарной безопасности у работников организации, на которой собственно проводится аудит. Ведь если люди изо дня в день ходят на работу, но не в курсе, где находится пожарная лестница, врядли спасутся в случае возгорания.
  4. По результатам исследования эксперт подготавливает заключение, в котором отображается вся реальная ситуация на объекте. Данный документ будет иметь значимость для проверки из МЧС, если ее выполнил лицензированный специалист и документом подтверждено, что проверенное здание имеет статут объектом минимального риска.

Польза

Польза от того что аудит в компании проведет независимый эксперт по пожарной безопасности заключена в следующем:

  1. У собственника помещения появится возможность исправить все недочеты по ходу проверки и в итоге получить заключение без замечаний.
  2. Владелец объекта сам назначает дату и время проведения мероприятий.
  3. При получении документа о проведенном аудите лицензированным экспертом на объекте на протяжении трех лет не будут проводиться плановые экспертизы со стороны МЧС.

Ответственность

Ответственность за нарушения норм по технике безопасности определена статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Отказ от исполнения предписания от представителей власти – проверяющей комиссии, наказывается согласно статье 19.5 КоАП РФ.

Сумма

Таблица штрафов за нарушение пожарной безопасности:

Причина наложения штрафа Размер санкции в рублях
На физическое лицо На должностное лицо Для ИП На юридических лиц
Нарушение правил пож. безопасности за исключением случаев в лесах или на различном виде транспорта 2000-3000 6000-15000 20000-30000 50000-200000
Нарушения в области пожарной безопасности в условиях особого режима 2000-4000 15000-30000 30000-40000 200000-400000
Нарушения ПБ, которое привело к пожару, порче имущества, причинению вреда здоровью средней и легкой степени тяжести 4000-5000 40000-50000 40000-50000 350000-400000
Наличие нарушений по ПБ, которые привели к смерти человека или к причинению ему тяжелых травм и последствий для здоровья 600000-1000000 или приостановление деятельности на три месяца.
Несоблюдения обязанности по указанию на стройматериалах или иных материалах и веществах информации о мерах по пожарной безопасности, связанной с их эксплуатацией 15000-20000 90000-100000
Нарушения, связанные с оценочной деятельностью эксперта по пожарной безопасности 15000-20000 или приостановление лицензии на 1-3 года

На вопрос о том, в какой бюджет идут штрафы по пожарной безопасности, отвечает статья 49 Бюджетного кодекса, которой определено, что все выплаченные штрафы по пожарной безопасности перечисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в соотношении пятьдесят на пятьдесят процентов.

Должностное лицо

Лица при исполнении выплачивают санкции в большем размере, нежели простые работники фирмы, не отвечающие за пожарную безопасность.

Должностными лицами по пожарной безопасности признаются те, кто согласно своей должностной инструкции, так или иначе, отвечает за ПБ.

На каждой фирме должен быть сотрудник, на плечи которого возложена обязанность по проведению инструктажа сотрудников по безопасности в случае возникновения пожара, по тому, чтобы путь эвакуации был всегда очищен от препятствий и открыт для экстренной эвакуации и прочее.

Если в компании или у ИП нет штатного работника, ответственного за ПБ, то за все будет нести ответственность учредитель.

Должностным лицом также признается и независимые эксперты, которые по итогу своей деятельности присуждают объекту определенный уровень риска пожароопасности.

Юридическое

Юридические лица наказываются по самым максимальным тарифам из КоАП РФ.

Юр. лица – это организация, к которой могут работать люди. Учредителей у юр. лица может быть несколько.

Если пожар в помещении, где вело свою деятельность юридический зарегистрированное лицо, то наказывать будут:

  1. Должностное лицо, в результате действий которого произошло возгорание.
  2. Юридическое лицо, которое занимало площадь помещения, и должно было обеспечить его пожарную безопасность.

Отказ выполнить предписание МЧС

Проверка по пожарной безопасности может выявить некоторые нарушения, на исправления которых инспектор по ПБ может выделить фирме некоторое время для исправления ситуации.

Если плановой проверкой были выявлены нарушения, то всегда следует внеплановый визит для того, чтобы проверить исправлены ли недочеты. В случае когда нарушитель не постарался исправиться в отведенное время на его имя накладываются штрафы по максимальному значению диапазона санкций.

Кто в праве наказать

Наказание за нарушения в области пожарной безопасности могут назначить:

  1. Руководитель одного из подразделений МЧС в том муниципальном образовании, где расположен объект с изъянами.
  2. Гос. инспектора от Министерства обороны РФ, войск нац. гвардии, МВД, внешней разведки.
  3. Суд.

Выбросить окурок из автомобиля

На основании нововведений в законодательную базу теперь нарушителями будут и те, кто выбросит из окна собственного автомобиля окурок.

Законом обозначено, что не будет иметь значения, погашенная или горящая часть сигареты будет выброшена.

Штраф нарушителю статьи 20.4. КоАП РФ грозит в диапазоне от 2000 до 3000 рублей.

Причины штрафа за нарушения пожарной безопасности

Оснований у инспектора по пожарной безопасности для оформления предписания о назначении штрафа за нарушения пожарной безопасности более чем достаточно.

Некоторые из них проверяющее лицо может выявить, только зайдя в помещение:

  1. Указание на направление открытия дверей.
  2. Наличие у здания запасного выхода и указание на то, как к нему проследовать в случае пожара.
  3. Наличие в определенных местах огнетушителей и других средств по первичной ликвидации возгорания.
  4. Работоспособность ламп, указывающих направление к запасному выходу, систем по пожаротушению, иного оборудования, имеющегося в помещении и предназначенного для помощи в случае возникновения пожара.

Если помещение в аренде

Ответственность за нарушения по ПБ в помещении, отданном в аренду, будет делить как собственник, так и арендатор.

Читайте также:  Закон об обязательном общем образовании

Степень вины каждой из сторон договора аренды будет определена теми нарушениями, которые зафиксирует проверка.

Арендатор будет отвечать за что, чтобы:

  1. Сотрудники, работающие под его началом, были инструктированы.
  2. Был назначен ответственный по ПБ работник.
  3. Велась документация, относящаяся к уменьшению рисков по возникновению пожара.
  4. Соблюдалось установление указателей, например, плана по выходу людей из помещения в случае пожара с обязательным обозначением мест нахождения огнетушителей и иных инструментов тушения огня, наклейки о запрете на курение, о том, что в здании есть запасной выход для эвакуации.

Владелец помещения, которое передано в аренду будет отвечать за неисправные системы пожаротушения, отсутствие запасного выхода.

Условия особого противопожарного режима

Особый режим по пожарной безопасности означает, что объект, в котором инспектор требует исполнения всех норм по ПБ, расположен в месте, где возгорание может привести к жертвам и стать по уровню опасности чрезвычайным бедствием.

Например, более строго штрафуются недочеты по противопожарным мерам, если проверяемое помещение расположено вблизи леса или же если рядом выстроены здания социального характера: детские сады, школы, больницы.

Отсутствие знаков

Штрафы накладываются даже когда по всем пунктам проверки выявлено только отсутствие знаков «Вход», «Выход» или же обозначений по напряжению розеток или по наличию огнетушителя в определенном месте.

За такие, как казалось бы, небольшие недочеты юридическое лицо может заслужить санкцию в размере до двухсот тысяч рублей.

Такое строгое наказание связано с тем, что человек, находящийся, например, в помещении впервые в случае возгорания может не с ориентироваться по направлению к выходу или даже не узнает, что рядом с ним мог быть пожарный кран.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Нежелание задумываться о пожарной безопасности может влететь организации «в копеечку». Какая ответственность предусмотрена действующим российским законодательством за нарушение требований пожарной безопасности?

    В современных условиях проведение практически любой проверки соблюдения требований пожарной безопасности (как плановой, так и внеплановой) в организациях заканчивается выявлением тех или иных нарушений. Указанные нарушения делятся на две большие группы и могут носить режимный либо нережимный характер.

    НАРУШЕНИЯ
    К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.

    Пример
    В данную группу входят такие нарушения, как:

    • загромождение путей эвакуации;

    • допуск к работе лиц, не прошедших обучения мерам пожарной безопасности;

    • отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;

    • ненадлежащий учет состояния и наличия огнетушителей и других первичных средств пожаротушения на объекте защиты и т. п.

    К нарушениям нережимного характера, в свою очередь, относятся нарушения, связанные с необходимостью внесения изменений в конструктивные особенности зданий (сооружений) и значительными материальными затратами, требующимися для их устранения.

    Пример
    В данную группу входят такие нарушения, как:

    • отсутствие требуемого количества эвакуационных выходов с этажа или из здания в целом;

    • превышение допустимой площади пожарного отсека в пределах этажа здания;

    • отсутствие систем автоматической противопожарной защиты и т. д.

    Безусловно, с учетом вышесказанного устранить нарушения режимного характера проще, поэтому на их ликвидацию обычно отводится меньше времени (скажем, месяц). Устранение же нарушений нережимного характера, как правило, требует не только серьезных капиталовложений, но и большого количества времени, поэтому в выданном организации предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору, принимая во внимание данные обстоятельства, устанавливает более отдаленную дату внеплановой проверки исполнения пунктов предписания.

    К сожалению, на практике это иногда приводит к тому, что организация, пользуясь предоставленной отсрочкой, не спешит приводить используемые помещения в надлежащее противопожарное состояние. Так, ресторан вполне может продолжать обслуживать посетителей и приносить хозяину доход, несмотря на грозящую гостям заведения опасность.

    Единственным средством борьбы с подобными недобросовестными организациями является принятие государственным инспектором по пожарному надзору решения о временном запрете деятельности объекта защиты, возможность которого предусмотрена ст. 27.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

    Пример
    Основанием для приостановки деятельности объекта защиты может послужить такое грубое нарушение требований пожарной безопасности, как отсутствие систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

    Однако временный запрет деятельности действует лишь до рассмотрения дела судом. Между тем, по сложившейся практике, судебный процесс, инициированный органом государственного пожарного надзора, может растянуться на месяцы и все это время возобновивший работу опасный объект будет функционировать, создавая угрозу для здоровья и жизни людей. Представляется, что эта проблема требует скорейшего решения.

    Конечно, большинство организаций являются более ответственными и выполняют выданные им государственным инспектором по пожарному надзору предписания в срок. Тем не менее, «вредная привычка» предпринимателей задумываться о пожарной безопасности только после проведения проверки и получения предписания зачастую чревата серьезными последствиями.

    Пример
    Несколько лет назад в Москве имел место пожар в здании гостиницы, переоборудованной под офисы, где незадолго до ЧП в ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Причем пожар случился как раз в тот день, когда соответствующие материалы должны были быть переданы в суд для принятия решения о приостановлении или о продолжении деятельности объекта. В ходе пожара из горящего здания были спасены и эвакуированы в общей сложности почти 200 человек, один человек погиб.

    Следует отметить, что КоАП РФ предусматривает отдельную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Оно влечет наложение административного штрафа:

    на граждан — в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.;
    на должностных лиц — в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
    на юридических лиц — в размере от 70 тыс. до 80 тыс. руб.

    При этом невыполнение в установленный срок предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа:

    на граждан — в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
    на должностных лиц — в размере от 5 тыс. до 6 тыс. руб. (к должностному лицу также может быть применена дисквалификация на срок до трех лет);
    на юридических лиц — в размере от 90 тыс. до 100 тыс. руб.

    Повторное совершение указанных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа:

    на граждан — в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
    на должностных лиц — в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. (альтернатива — дисквалификация на срок до трех лет);
    на юридических лиц — в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

    Для переноса сроков исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности необходимо в установленные сроки обратиться с мотивированным письмом в соответствующий орган государственного пожарного надзора

    Наиболее часто в ходе проверок выявляются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

    загромождение эвакуационных путей и выходов. Подпункт «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее — Правила № 390), запрещает:
    загромождать эвакуационные пути и выходы ( в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами;
    блокировать двери эвакуационных выходов;
    нахождение систем автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и т. п.) в неисправном состоянии. Пункт 61 Правил № 390 требует от руководителя организации:
    обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта:
    — автоматических (автономных) установок пожаротушения;
    — автоматических установок пожарной сигнализации;
    — установок систем противодымной защиты;
    — системы оповещения людей о пожаре;
    — средств пожарной сигнализации;
    — противопожарных дверей;
    — противопожарных и дымовых клапанов;
    — защитных устройств в противопожарных преградах;
    организовывать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;
    изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:
    подп. «е» п. 23 Правил № 390 запрещает производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
    п. 33 Правил № 390 требует от руководителя организации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности ( в т. ч. по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с положениями ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .

    Читайте также:  Расстояние от теплицы до забора соседа

    Между тем, основными причинами возникновения пожара в организациях являются:

    неправильная эксплуатация электроустановок;
    аварийный режим работы отдельных бытовых электроприборов.

    Зачастую возникновению пожара способствует так называемый человеческий фактор.

    С нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования связано 65% всех пожаров в организациях, 15% пожаров обусловлено неосторожным обращением людей с огнем, в т. ч. при курении.

    Пример
    Известно, что электропроводка в зданиях рассчитана на определенную нагрузку, в российских условиях в помещениях часто отсутствует необходимое заземление. При этом сотрудники организаций об этом, как правило, не задумываются и включают в электрическую сеть очень мощные электроприборы или в нарушение требований заводов-изготовителей используют для питания электроприборов электрические сети без соответствующего заземления.

    На практике встречаются случаи, когда даже правильная эксплуатация электроприборов приводит к их переходу в аварийный режим работы, что нередко заканчивается возникновением пожара

    При этом следует отметить, что общие положения Правил № 390, посвященные безопасной эксплуатации электроустановок и электроприборов, запрещают, в частности:

    оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации;
    эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
    пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
    обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
    пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
    применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
    оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в т. ч. находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, и др.

    НАКАЗАНИЕ
    Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности

    КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:

    2) административный штраф;

    3) административное приостановление деятельности;

    Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.

    Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.

    Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях

    Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:

    раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
    добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
    добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
    оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
    предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
    добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
    добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
    совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
    совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, КоАП РФ признаются:

    продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
    повторное совершение однородного административного правонарушения, т. е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения;
    вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
    совершение административного правонарушения группой лиц;
    совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
    совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

    При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать соответствующее обстоятельство отягчающим.

    Административной ответственности, применяемой при нарушении требований пожарной безопасности, посвящена ст. 20.4 КоАП РФ (ее положения не касаются нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, которые предусмотрены ст. 8.32 и ст. 11.16 КоАП РФ соответственно).

    Так, согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет следующее административное наказание:

    для граждан — в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
    для должностных лиц — в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
    для юридических лиц — в виде предупреждения или штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

    В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрено следующее административное наказание:

    для граждан — в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
    для должностных лиц — в виде штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
    для юридических лиц — в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

    Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Нарушения такого рода наказываются штрафом:

    для граждан — в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
    для должностных лиц — в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;
    для юридических лиц — в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
    В соответствии с ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ при повторном нарушении требований пожарной безопасности штрафные санкции увеличиваются (штраф, накладываемый на организацию в этом случае, может достигать 400 тыс. руб.), а административные материалы на юридическое лицо могут передаваться в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности объекта защиты на срок до 90 суток.

    Читайте также:  Как проверить настоящий паспорт или нет

    Решение об административном приостановлении деятельности объекта защиты может принять только суд

    Самое суровое наказание предусмотрено ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на организацию в целом, так и на ее руководителя, а также лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

    Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена и на рядового сотрудника организации в случае, если он совершит противоправные действия прямо на глазах у государственного инспектора по пожарному надзору (например, будет курить в неустановленном месте)

    Допустивший нарушение сотрудник организации может быть подвергнут административному наказанию в виде предупреждения или штрафа, а ее руководитель в дополнение к этому может быть дисквалифицирован и лишен права занимать руководящие должности на срок до трех лет.

    Следует отметить, что, несмотря на то, что последний раз административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности ужесточалась еще несколько лет назад, ее нынешний размер представляется вполне адекватным и предпосылок для усиления ответственности пока не наблюдается.

    Организации, не согласные с назначенным им административным наказанием, имеют возможность обжаловать постановление о его назначении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а также Арбитражным процессуальным кодексом РФ (в случае, если дело обжалуется в Арбитражном суде г. Москвы или иных арбитражных судах). Лицо, возражающее против вынесенного в отношении него постановления о назначении административного наказания, имеет право в течении 10 суток с момента получения копии постановления обжаловать его вышестоящему должностному лицу федерального государственного пожарного надзора МЧС России или в судебном порядке. Правда, такое обжалование редко бывает успешным.

    Пример
    В течение 2014 г. были удовлетворены заявления об обжаловании 225 постановлений о назначении административных наказаний, что составляет всего 1% от общего количества вынесенных должностными лицами органов государственного пожарного надзора постановлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности.

    С.А. Лысиков, полковник внутренней службы, зам. нач. Главного управления МЧС России по г. Москве – нач. Управления надзорной деятельности и профилактической работы

    В настоящее время мало просто взять и открыть фирму, вместе с тем необходимо разработать большее количество внутренних документов, которые бы показывали насколько работодатель заинтересован не только в прибыли, но и в безопасности сотрудников, имущества, окружающей среды.

    Важной сферой, на которую должен обращать внимание работодатель, является пожарная безопасность в организации. Но, к сожалению, далеко не все считают, что их касается эта сфера и ей нужно уделять большое внимание.

    Как же регулирует государство этот вопрос? Конечно же, как и в случае с охраной труда «бьет по карману» нарушителей закона. Какие существуют взыскания и санкции за несоблюдение правил пожарной безопасности (далее – ПБ) рассмотрим ниже.

    В каких случаях проходит проверка?

    Проверки по ПБ могут быть двух видов, это плановые, сроки их регламентированы законом (статья 9 Федерального закона от 26.12.2008 No 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите прав юридических лиц…») и внеплановые. Для последних нужны серьезные причины. Вот некоторые из них:

    • истечение срока исполнения предписания, выданного ранее;
    • сведения от организаций об изменении конструкций зданий, сооружений, о вводе в эксплуатацию нового объекта;
    • информация о возникновении возможной угрозы жизни и здоровью людей, имуществу на каком-либо объекте.

    За что может оштрафовать инспектор ГПН?

    Стоит инспектору переступить порог организации, как он сходу смотрит на выполнение основных требований пожарной безопасности:

    • направление открывания дверей;
    • наличие запасного выхода;
    • наличие первичных средств пожаротушения;
    • присутствие планов эвакуации в случае пожара;
    • состояние пожарной сигнализации или АПС (система пожаротушения).

    И вот уже акт — предписания не избежать, и, возможно, последуют штрафные санкции. Оштрафовать представитель контрольно-надзорного органа может за нарушение требований, которые изложены в различных документах в этой области. Вот основные из них:

    Если помещение в аренде, обязательно ли выполнять все требования или также выпишут штраф?

    Многие предприниматели думают, что если они взяли помещение в аренду , то вопросы ПБ их не должны касаться.

    Однако, за арендованное помещение с точки зрения закона ответственность будет нести как собственник имущества, так и тот, кто его арендует [статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 No69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»]. В этом случае требования выполнять необходимо как и в любом другом, но зона ответственности у собственника и арендатора будет различной.

    Например, за наличие необходимой у организации документации и первичных средств пожаротушения отвечать будет арендатор, а вот за отсутствие или неисправность внутреннего противопожарного водоснабжения, эвакуационных выходов, отвечать будет собственник помещения.

    Ниже рассмотрим размеры штрафов за нарушения в области пожарной безопасности

    Статья КоАП РФ 20.4 Граждане Должностные лица Индивидуальные предприниматели без организации юридического лица Юридические лица
    ч. 1
    Нарушение требований пожарной безопасности (например, отсутствие или неисправность внутреннего противопожарного водоснабжения, первичных средств пожаротушения;
    отсутствие или непроходимость эвакуационных и аварийных путей, подъездов к зданиям и сооружениям;
    отсутствие или неисправность систем автоматического пожаротушения и систем пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и т.д.)
    Предупреждение или штраф от 2 000 до 3 000 Предупреждение или штраф от 6 000 до 15 000 Предупреждение или штраф от 20 000 до 30 000 Предупреждение или штраф от 150 000 до 200 000
    ч. 2
    в условиях особого противопожарного режима
    Штраф от 2 000 до 4 000 Штраф от 15 000 до 30 000 Штраф от 30 000 до 40 000 Штраф от 200 000 до 400 000
    ч. 6
    Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека
    Штраф от 4 000 до 5 000 Штраф от 40 000 до 50 000 Штраф от 350 000 до 400 000
    ч. 6.1
    Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека
    Штраф от 600 000 до 1 000 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

    За буквально 5-8 лет не раз менялось законодательство в области пожарной безопасности. Изменения, конечно, затронули увеличения размеров штрафных санкций и, начиная с 2009 г. по настоящее время, произошли следующие изменения…

    Как увеличились штрафы за последние 5 лет?

    • за нарушение требований пожарной безопасности на должностное лицо примерно в 6 раз, а на юридическое лицо — в 10 раз;
    • за возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека на должностное лицо более чем в 10 раз, и на юридическое — более чем в 10 раз.

    Кроме того, существенно изменилась ответственность в зависимости от тяжести вреда от последствий пожаров, здесь размер штрафа достиг 1000000 рублей.

    Можно ли получить штраф за отсутствие документов по пожарной безопасности?

    Да, можно. Наличие огнетушителя и сигнализации будет не достаточно для того, чтобы пройти проверку МЧС. Есть целый ряд мероприятий, после которых должны оформляться необходимые документы. И больше всего это касается:

    • тренировки по эвакуации персонала в случае пожара;
    • обслуживания первичных средств пожаротушения;
    • обучения и инструктажа сотрудников.

    Например, первые шаги работодателя в обеспечении безопасности своих сотрудников, это разработка локальных нормативных актов(инструкций, приказов), ознакомление с ними подчиненных, проведение обучения по пожарной безопасности, заполнение журналов (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 28.09.2017) «О противопожарном режиме»).

    Итог: Каждому работодателю рано или поздно придется столкнуться с проверками контрольно-надзорных органов, и каков будет результат решать ему. Для того, чтобы проверки не стали головной болью, к решению вопросов пожарной безопасности нужно отнестись со всей серьезностью, а самое главное вовремя.

    Мы помогаем предприятиям выполнить всю бумажную работу в области пожарной безопасности. Также можем помочь и вам. Цены и количество документов индивидуальны.

    Комментировать
    0 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Adblock detector