No Image

Штраф за неуплату экологического сбора

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Что случилось?

Государственная дума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроект № 176187-7 с поправками в КоАП РФ, который конкретизировал административные санкции за неуплату представителями бизнеса экологического сбора. Депутаты считают, что такие серьезные санкции, как предусматривает законопроект, должны стимулировать бизнес к самостоятельной переработке отходов производимой продукции, а также к повышению платежной дисциплины по экологическому сбору. Кстати, для тех организаций, которые занимаются переработкой отходов самостоятельно, штрафы намного меньше.

Штраф за неуплату экосбора и другие санкции

До сих пор в нормах КоАП РФ не было ответственности за неуплату экологического сбора и непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов. Ответственности не было, а нарушители были, поэтому Росприроднадзор привлекал их к административной ответственности по другим статьям:

  • по статье 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации;
  • по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление сведений.

При этом максимальный размер штрафа составлял всего 80 000 рублей, чего, по мнению чиновников, недостаточно. Поэтому они решили ввести в КоАП ряд отдельных статей для того, чтобы дифференцировать составы административных правонарушений в сфере отходов. Разные санкции будут предусмотрены не только за неуплату экосбора, но и за несоблюдение норм при сборе и размещении мусора на полигоне, а также за нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Размеры штрафов для организаций предполагается установить такие:

  • за неправильную транспортировку отходов — максимум 500 000 рублей;
  • за несоблюдение норм при захоронении мусора — максимум 700 000 рублей;
  • за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов и отсутствие мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объектах — максимум 500 000 рублей;
  • за несвоевременное предоставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов для компаний — от 70 000 до 150 000 рублей;
  • за предоставление некорректных сведений или не в полном объеме — минимум 250 000 рублей;
  • за неуплату экологического сбора — максимум 500 000 рублей.

Напомним, по действующему законодательству с 2015 года у производителей и импортеров товаров есть выбор: обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов произведенной (поставленной) продукции либо уплачивать экологический сбор.

Для должностных лиц также предусмотрены штрафы за неуплату экосбора в размере трехкратной суммы ставки сбора, но не менее 250 000 рублей.

Минприроды выступает исключительно за вовлечение бизнеса в утилизацию отходов, а не за установление огромных штрафов. Однако эксперты опасаются, что в нынешней ситуации причиной для больших штрафов, которые даже могут привести небольшие организации к банкротству, может стать недостаточное регулирование самого экосбора и отчетности по нему. Некоторые компании до сих пор не могут разобраться, являются ли они плательщиками экосбора. Такие сомнения возникают у небольших кондитерских, магазинов или парикмахерских, которые не уверены, что тоже должны отвечать за отходы упаковки своей продукции.

Читайте также:  Можно ли взять лизинг физическому лицу

Кроме того, до сих пор нет ясности, как именно должны выглядеть отчетные документы по экосбору и утилизации, а штрафы за ошибки в них уже введены. При этом такие штрафы в 2-3 раза выше, чем сама ставка экологического сбора, поэтому создают значительные риски для бизнеса.

Чтобы поправки в КоАП РФ начали действовать, законопроект должен утвердить Совет Федерации и подписать Президент России.

KateNovikova / Depositphotos.com

В Госдуму внесен соответствующий законопроект, разработанный депутатом Александром Фокиным.

Документом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях двумя новыми статьями, установив в них ответственность за:

  • нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год;
  • неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, уплачиваемого юрлицами и ИП, осуществляющими производство товаров на территории России, импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов ЕАЭС, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

В первый состав правонарушения планируется включить не только несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации за предыдущий календарный год, но и представление отчетности о выполнении таких нормативов в неполном объеме или с недостоверными сведениями.

Может ли Росприроднадзор в судебном порядке прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами? Узнайте из материала "Экологический сбор" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

За несвоевременную сдачу соответствующей отчетности или декларации законопроектом 1 предусмотрено наложение административного штрафа в сумме 3-6 тыс. руб. на должностных лиц, 50-70 тыс. руб. – на ИП, 70-150 тыс. руб. – на юрлиц. В свою очередь, штраф за искажение сведений для ИП и юрлиц предполагается установить в размере, двукратном ставкам экологического сбора, но не менее 100 тыс. руб. для ИП и 250 тыс. руб. для юрлиц. Также возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Читайте также:  Земельный участок находящийся по адресу

Что касается неуплаты сбора в установленные сроки, то в случае одобрения законопроекта это нарушение повлечет штрафные санкции для должностных лиц в размере 5-7 тыс. руб., для ИП – в размере, трехкратном ставкам сбора, но не менее 250 тыс. руб., или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юрлиц – в размере, трехкратном ставкам сбора, но не менее 500 тыс. руб., или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Напомним, ст. 24.2-24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены обязанности производителей товаров и импортеров товаров по выполнению определенных Правительством РФ нормативов утилизации отходов от использования товаров, уплате экологического сбора и представлению соответствующей отчетности и декларации. Такие требования направлены на обеспечение утилизации отходов от использования товаров и упаковки товаров, произведенных в России или ввезенных в страну.

Автор инициативы отмечает, что поскольку действующая редакция КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности за неисполнение указанных обязанностей, производители и импортеры товаров игнорируют эти требования закона.

Если плательщик экологического сбора не отчитается в установленный срок, ему грозит значительный штраф: для ИП — до 70 тыс. рублей, для организации — до 150 тыс. рублей. А при неуплате экологического сбора санкции будут еще серьезнее. В этом случае минимальный штраф для ИП составит 250 тыс. рублей, для организации — 500 тыс. рублей. Эти и другие изменения в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 17.06.19 № 141-ФЗ, который вступил в силу с 17 июня.

Неуплата экологического сбора

Как известно, плательщиками экологического сбора являются организации и предприниматели, которые занимаются производством или импортом товаров (упаковки), подлежащих обязательной утилизации после утраты ими потребительских свойств, и не утилизируют эти изделия самостоятельно (либо утилизируют их в меньшем объеме, чем установлено нормативом).

Экосбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ об отходах производства). При этом ранее штраф за неуплату экологического сбора установлен не был.

Согласно комментируемым поправкам, неуплата в установленный срок экологического сбора повлечет штраф в следующих размерах (ст. 8.41.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.
Читайте также:  Сниму в аренду землю сельхозназначения

Непредставление экологической отчетности

Помимо этого, КоАП РФ дополнен новой статьей 8.5.1. В ней установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Так, если отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) не представлены или сданы с опозданием, проверяющие выпишут штраф в следующем размере:

  • для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.

А если такая отчетность или декларации представлены в неполном объеме либо отчетность содержит недостоверные сведения, то штрафы для ИП и юрлиц будут еще больше:

  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.

Напомним, что декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Санкции за другие нарушения

Кроме этого, комментируемым законом введены статьи, в которых установлена ответственность за нарушение требований:

  • в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ);
  • санитарно-эпидемиологических при обращении с отходами производства и потребления (ст. 6.35 КоАП РФ).
Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector