No Image

Экспертиза сметы на капитальный ремонт

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

При исполнении муниципального контракта на выполнение капитального ремонта были внесены изменения (не затрагивающие конструктивные положения) в локальную смету, прошедшую государственную экспертизу на достоверность стоимости, в объеме более 10%. Общая стоимость работ по смете не изменилась, объем тех или иных видов работ не увеличивался и не уменьшался, имела место лишь замена материалов, используемых при капитальном ремонте. Например, вместо укладки на пол линолеума будет осуществлена укладка плитки и т.п.
Возможно ли изменение локальной сметы в объеме более 10%? Нужно ли было проходить повторную экспертизу на достоверность стоимости?

Ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ), применяются нормы ГК РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иное (смотрите ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
В соответствии с п. 2 ст. 702 ГК РФ к контрактам на выполнение различных видов подрядных работ применяются общие положения ГК РФ о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ). К таким контрактам также применяются положения, регулирующие выполнение соответствующих видов работ, в частности, строительных работ — положения о строительном подряде (параграф 3 главы 37 ГК РФ, п. 1 ст. 763 ГК РФ, ст. 740 ГК РФ). Так, подрядчик, в частности, обязан осуществлять капитальный ремонт в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). По смыслу положений ст. 33, ч. 1 и ч. 4 ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 10 ст. 70, ст. 94, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также требований ст.ст. 309, 469, 518, 531 ГК РФ функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выполняемых работ, а также материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте.
При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Положениями ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается в виде исключения выполнение работ с применением улучшенных материалов (по сравнению с материалами, предусмотренными контрактом), но лишь по согласованию с заказчиком и при условии, если их характеристики лучше по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте*(1). Данное изменение условий контракта оформляется путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 06.10.2017 N 24-06-01/65537).
Таким образом, если материалы, с использованием которых подрядчик осуществляет выполнение работ, обладают улучшенными характеристиками, по сравнению с предусмотренными контрактом материалами, заказчик и подрядчик вправе согласовать использование именно этих материалов.
Более того, буквальное толкование вышеприведенной нормы свидетельствует о том, что могут быть заменены не только материалы, используемые при выполнении работ, но и сами виды таких работ при условии, если вновь согласованные виды работ обладают улучшенными характеристиками по сравнению с содержащимися в контракте, а их замена не повлечет увеличение объема или стоимости работ*(2).
Вместе с тем необходимо учитывать, что в письмах Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2759 и N Д28и-2705, Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56116, от 07.11.2014 N 02-02-08/56115, а также от 16.06.2017 N 24-03-07/37745 подчеркивается, что изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта.
В свою очередь, анализ видовых характеристик работ, содержащихся в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), показывает, что, например, работы по отделке полов путем укладки плитки и путем укладки линолеума относятся к разным подгруппам работ (43.33.10 и 44.33.29 соответственно), а не к разным видам работ в пределах одной группы (подгруппы).
В связи с изложенным мы не исключаем, что подобное изменение может быть признано изменением предмета контракта и, соответственно, расценено как нарушение законодательства о контрактной системе, запрещающего в процессе исполнения менять предмет контракта. Однако окончательное решение по данному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Что же касается проведения повторной проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства, то следует прежде всего учитывать, что такая проверка производится только в том случае, если указанный капитальный ремонт проводится полностью или частично за счет средств федерального бюджета (п. 6.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, п. 1 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение N 427)).
При этом в соответствии с п. 30 Положения N 427 в случае, когда после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном для проведения первичной проверки, с учетом особенностей, установленных вышеуказанным пунктом.
Принимая во внимание, что согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ смета также является частью проектной документации, внесение изменений в смету относительно вида используемых материалов и (или) вида выполняемых в соответствии с ней работ влечет за собой необходимость повторной проверки достоверности определения сметной стоимости при условии, что капитальный ремонт полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета.

Читайте также:  Разрешенный шум в децибелах в квартире

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

29 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Кроме случаев, когда в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ запрещается замена товара или страны (стран) происхождения товара.
*(2) Обращаем Ваше внимание на то, что замену видов выполняемых работ и (или) используемых при их выполнении материалов на работы (материалы) с улучшенными характеристиками, осуществляемую в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, следует отличать от увеличения количества товара или объема работы, предусмотренных контрактом, производимую на основании пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В последнем случае производится увеличение только количественных показателей работ (материалов), предусмотренных контрактом, без изменения их видов и (или) включения в смету новых видов работ, изначально контрактом не предусмотренных. В свою очередь, ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений относительно того, какое количество видов работ из первоначально согласованной при заключении контракта сметы может быть заменено на иные виды работ с улучшенными характеристиками. Однако, как это уже отмечалось выше, при замене вида работ их объем должен оставаться прежним.

Нужна ли гос.экспертиза на капитальный ремонт школы?

Вопрос относится к городу с. Верх-Уймон, Республика Алтай

Ответы:

В целях проведения капитального и текущего ремонта зданий бюджетного образовательного учреждения за счет внебюджетных средств была заказана и подготовлена проектно-сметная документация. Необходимо ли при заключении государственного контракта на капитальный ремонт за счет бюджетных средств проводить какую-либо экспертизу проектно-сметной документации, которая ляжет в основу формирования цены по государственному контракту?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае обязательность проведения государственной или негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, а также проверки достоверности сметных расчетов законодательством не предусмотрена.

Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) определен в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ).

Согласно указанной норме НМЦК на капитальный ремонт объекта капитального строительства определяется и обосновывается на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Методические рекомендации).

В п. 6.1 Методических рекомендаций также указывается, что основанием для определения НМЦК на капитальный ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, федеральное государственное бюджетное учреждение должно определять НМЦК на капитальный ремонт здания на основании проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ.

В п. 6.2 Методических рекомендаций говорится о необходимости проверки достоверности сметных расчетов, если строительные работы выполняются полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Порядок проведения такой проверки определен в постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (далее — Постановление N 427).

Однако обязательность проведения проверки достоверности сметы предусмотрена только при строительстве, реконструкции или техническом перевооружении объекта капитального строительства. Необходимость проверки достоверности сметы при заключении контракта на капитальный ремонт объекта капитального строительства нормативными актами не предусмотрена. Однако она может быть введена подзаконными актами, в том числе в рамках административной и (или) бюджетной дисциплины*(1).

Проверка достоверности сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, о которой сказано выше, не подменяет собой экспертизу проектной документации, порядок проведения которой регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ).

Согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, наряду с другими документами в состав проектной документации входит смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов (п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации обязан направить ее на экспертизу.

Однако ч. 3 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Читайте также:  Как брать предоплату за товар под заказ

Таким образом, в приведенной ситуации проектная документация (включающая в себя и смету работ) на капитальный ремонт объекта капитального строительства не подлежит обязательной экспертизе, однако это не мешает заказчику по собственной инициативе направить проектную документацию на государственную или негосударственную экспертизу, на что прямо указано в п. 3.3 ст. 49 ГрК РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

*(1) Письмо Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2467; Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы, утвержденные распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП.

По общему правилу, государственная экспертиза проектно-сметной документации законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем, если капитальный ремонт будет проводиться посредством электронного аукциона (иным видом закупки), РНМЦ осуществляется проектно-сметным способом (то есть РНМЦ является проектно-сметная документация).

В большинстве случаев (в большинстве субъектов)при размещении аукциона, уполномоченный орган согласовывает РНМЦ и техническое задание.

В целях установления достоверности сведений, содержащихся в документации, субъекты вправе устанавливать обязательность проведения не ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКПЕРТИЗЫ, а экспертизы проектно-сметной документации ( в рамках 44-ФЗ).

Указанное зависит от размера начальной максимальной цены контракта (например, до 200 тыс. руб. — экспертиза не обязательна, свыше — обязательна)

О необходимости проведения такой экспертизы Вы можете узнать у уполномоченного органа, осуществляющего контроль за проведением закупок Вашим учреждением.

Здравствуйте! Ознакомтесь пожалуйста:

В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не надо получать разрешение на строительство. В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, – в частности, при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Таким образом в случае проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий государственная экспертиза составленной проектно-сметной документации не требуется.

1. Градостроительный кодекс РФ Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий 1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.*

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы. 3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство,* а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, либо в случае, если при строительстве или реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющая их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов.

Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.*

Статья 51. Разрешение на строительство 17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4_1) капитального ремонта объектов капитального строительства;*

2.Статья:Госэкспертиза по проектно-сметной документации В составе документации для проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий необходимо представлять проектно-сметную документацию. Требуется ли до проведения торгов получение заказчиком заключения государственной экспертизы по составленной документации? В случае проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий государственная экспертиза составленной проектно-сметной документации не требуется.* В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не надо получать разрешение на строительство. В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, – в частности, при капитальном ремонте объектов капитального строительства.*

О.А. Киселева, юрисконсульт Института госзакупок РГТЭУ ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»,

Вопрос :

В каких случаях нужна экспертиза сметной документации?

Ответ :

Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, осуществляется на условиях и в порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Читайте также:  Аптека ру можно ли отказаться от заказа

Условия и порядок проведения проверки достоверности определения (либо оценки) сметной стоимости объектов капитального строительства устанавливаются в зависимости от того, из каких источников финансируется строительство этих объектов.

При этом привлечение средств бюджетов бюджетной системы РФ для финансирования строительства, реконструкции объектов капитального строительства является условием проведения проверки достоверности определения сметной стоимости данных объектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 утверждено "Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (далее — Положение), регламентирующее порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения проверка достоверности определения сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от :

— необходимости получения разрешения на строительство;

— обязательности подготовки проектной документации;

— обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, за исключением модификации проектной документации, в том числе в отношении отдельных разделов проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, не снижающей конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, если указанная модификация не приводит к увеличению сметной стоимости объекта капитального строительства.

Проверка достоверности определения сметной стоимости в соответствии с пунктом 3 Положения может осуществляться :

— одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

— после проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий — если орган (организация), который проводил указанную экспертизу, и орган (организация), уполномоченный на проведение проверки сметной стоимости, не совпадают в случаях, указанных в подпунктах "а"и "в" пункта 3 постановления Правительства РФ от 23.09.2013 N 840;

— без проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий — если подготовка проектной документации и ее государственная экспертиза не являются обязательными.

Согласно пункту 18 Положения предметом проверки достоверности определения сметной стоимости является оценка соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства.

Следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 23.09.2013 N 840 полномочия по организации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства указанных объектов переданы Госстрою, который должен определить подведомственное ему государственное учреждение, непосредственно осуществляющее экспертизу проектной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости.

В субъектах РФ также приняты нормативные правовые акты, регламентирующее порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ, например :

— постановление Правительства Москвы от 13.03.2012 N 88-ПП "Об утверждении Порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируются полностью или частично за счет средств бюджета города Москвы";

— постановление Правительства Ленинградской области от 28.04.2011 N 117 "Об утверждении Порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств областного бюджета Ленинградской области";

— постановление Правительства Свердловской области от 06.09.2007 N 872-ПП "О проведении проверок инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, и достоверности определения сметной стоимости таких инвестиционных проектов" и т.п.

В связи с направленностью вопроса представляется необходимым также отметить, что раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" или раздел 9 "Смета на строительство" проектной документации, предусмотренные соответственно пунктами 28-30 и 42 "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", (далее — Положение), разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 7 указанного Положения во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Соответственно, для объектов капитального строительства, финансируемых исключительно из внебюджетных источников, необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

В указанном объеме и оценивается сметная стоимость объектов капитального строительства, при направлении проектной документации и результатов инженерных изысканий застройщиком или техническим заказчиком (в обязательном порядке, либо по собственной инициативе) на экспертизу в соответствии с правилами, установленными статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector