No Image

Экономические преступления в сфере жкх

0 просмотров
16 ноября 2019

Г.З.Ситдикова, кандидат юридических наук, доцент
О.И.Канищева

Криминалистическая версия, субъект выдвижения версии, экономические преступления, жилищно- коммунальное хозяйство, следователь, сотрудник оперативного подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

В статье проводится анализ понятия «криминалистическая версия» и предлагается определение «криминалистическая версия экономического преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Рассматриваются особенности выдвижения криминалистических версий при расследовании экономических преступлений в сфере ЖКХ с учетом специфики характера таких преступлений. Обращается внимание на вопрос об определении субъекта выдвижения криминалистической версии в зависимости от источника получения информации о преступлении, совершенном в указанной сфере. Делается вывод о том, что особенностью выдвижения криминалистических версий при расследовании экономических преступлений в сфере жилищно- коммунального хозяйства является то, что одним из субъектов может являться оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции.

В настоящее время уровень криминализации экономических отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства продолжает оставаться достаточно высоким. Опасность экономических преступлений в сфере ЖКХ определяется их детерминирующим влиянием на общую преступность, наличием социальной окраски и присущих им негативных признаков. Экономическая преступность в сфере жилищно-коммунального хозяйства является существенным препятствием на пути развития не только самой отрасли, но и всей экономики в целом, а также создает реальную угрозу экономической безопасности страны.

Экономические преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства достаточно разнообразны. Чаще всего они совершаются в условиях неочевидности. Эффективность их расследования, кроме прочего, в значительной степени зависит от умения субъекта расследования правильно анализировать и разрешать складывающиеся следственные ситуации, формировать достоверные криминалистические версии и качественно их проверять.

Существуют различные определения понятия « криминалистическая версия». По мнению профессора Р.С. Белкина, «это обоснованное предположение о факте, явлении или группе фактов, явлений, имеющих или могущих иметь значение для дела; версия указывает на наличие и объясняет происхождение этих фактов, явлений, их содержание и связь между собой и служит целям установления истины по делу» [1, с. 496].

С точки зрения таких видных ученых, как А.Г. Филиппов [2, с. 286], Н.П. Яблоков [3, с. 121], криминалистическая версия является предположением, основанном на фактических данных, о событии, имеющем признаки преступления, или отдельных его обстоятельствах, требующим проверки при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Помимо фактических данных, для построения криминалистических версий при расследовании экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, необходимы теоретические знания закономерностей отражения преступной деятельности в бухгалтерской информации. В данном случае мы разделяем точку зрения известного ученого-криминалиста Л.Я. Драпкина о том, что «. для построения перспективных версий одной лишь фактической базы недостаточно… необходимо обратиться к дополнительному источнику информации, которым и является теоретическая база версии» [4, с. 52].

Профессор Р.С. Белкин, говоря о том, что выдвинутые субъектом расследования «предположения только тогда могут стать версией, когда они основаны на известных фактических данных, базируются и объясняют всю соответствующую совокупность таких данных», выделяет такой признак криминалистической версии, как «ее реальность в данных обстоятельствах места и времени» [1, с. 474].

На наш взгляд, криминалистической версией при расследовании экономических преступлений в сфере жилишно-коммунального хозяйства является предположение субъекта расследования, обоснованное собранным фактическим материалом, а также знаниями закономерностей отражения преступной деятельности в бухгалтерской информации, о наиболее вероятном механизме преступной деятельности.

В теории криминалистической науки различные ученые, классифицируя криминалистические версии по субъекту выдвижения и проверки, различают следственные, оперативно-разыскные, экспертные и судебные версии. Общепринято считать следователя основным субъектом выдвижения криминалистических версий при расследовании преступлений. Не составляет исключения и расследование экономических преступлений в сфере жилищно- коммунального хозяйства.

Во многом решение вопроса об определении субъекта выдвижения криминалистической версии при расследовании экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства зависит от источника получения информации о преступлении, то есть от повода и наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В случае если в органы внутренних дел поступают материалы ревизии или проверки соответствующих надзорных органов в сфере жилищного контроля или органов прокуратуры либо сообщения от жильцов многоквартирного дома, граждан или должностных лиц, а также из средств массовой информации, следователь, рассмотрев полученную информацию, назначает в соответствии со ст. 144 УПК РФ ее доследственную проверку и выдвигает следственные версии в зависимости от способа совершения преступления.

Так, например, при поступлении сообщений (или материалов проверки контролирующих органов) о наличии признаков возможного хищения денежных средств при проведении капитального или текущего ремонта жилых многоквартирных домов могут быть сформированы следующие следственные версии:

– хищение денежных средств имело место и совершено с участием руководителей управляющей компании;

– хищение денежных средств имело место и совершено работниками подрядной организации.

При поступлении сообщений от жителей многоквартирных домов или из надзорных органов в сфере жилищного коммунального хозяйства о наличии признаков необоснованного завышения тарифов за поставленные ресурсы могут быть сформированы следующие следственные версии:

– завышение тарифов имело место с целью совершения хищения денежных средств;

– завышение тарифовимело место,но оно было принято общим собранием жильцов многоквартирных домов, что зафиксировано протоколом;

– завышение тарифов имело место в связи с внесением изменений в их расчет местными органами власти.

При поступлении информации о наличии дебиторской задолженности у ресурсоснабжа- ющей организации могут быть сформированы следующие следственные версии:

– дебиторская задолженность образовалась в результате хищения денежных средств, предназначенных для оплаты поставленных ресурсов, руководством управляющей компании;

– дебиторская задолженность образовалась в результате несвоевременной оплаты коммунальных услуг потребителями;

– дебиторская задолженность образовалась в результате использования сумм, предназначенных ресурсоснабжающим организациям, не по назначению, а на нужды управляющей компании, то есть, возможно, было совершение другое преступление.

Необходимость построения нескольких следственных версий объясняется наличием минимума информации и необходимостью определения направления расследования преступления. Выдвинутые типичные версии следует конкретизировать и проверить уже на начальном этапе расследования путем производства следственных действий, планирование которых осуществляется на основе следственной версии.

В условиях скудности имеющихся сведений и информационной неопределенности субъект расследования должен включить в план расследования экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства неотложные следственные действия, которые позволят ему расширить доказательственную базу. К таким действиям следует отнести:
– осмотр места происшествия;
– допрос свидетелей;
– обыск у подозреваемых лиц в случае необходимости.

Кроме того, в плане расследования следственные действия стоит скоординировать с оперативно-разыскными мероприятиями, отразив это в виде поручений органам дознания, а также с привлечением специалиста, помощь которого может быть оказана в виде консультаций или производства документальных проверок и ревизий.

Но в процессе расследования экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства возможно возникновение и другой ситуации, когда информация о совершении преступления добывается оперативным путем в результате оперативно-разыскных мероприятий. Учитывая, что экономические преступления в сфере ЖКХ зачастую носят латентный характер, их выявление – задача сотрудников оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. В данной ситуации сведения о совершении экономического преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства поступают в следственное подразделение в виде рапорта об обнаружении признаков преступления на основании материалов предварительной проверки, проведенной оперативно-разыскными органами.

В соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных, чем указанные в ст.ст. 141 и 142 кодекса, источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. В связи с этим интересен вопрос о субъекте выдвижения криминалистических версий при расследовании экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях неочевидности их совершения.

Как уже было ранее нами отмечено, одной из разновидностей криминалистической версии является оперативно-разыскная версия. Такие версии выдвигаются субъектами оперативно-разыскной деятельности в процессе осуществления оперативно-разыскных мероприятий и должны быть проверены оперативно-разыскными средствами.

Действительно, латентный характер экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их многоэпизодность, наличие соучастников, в том числе должностных лиц различных организаций данной сферы экономики, специфика способа и длительный период времени совершения, не только усложняют процесс расследования, но и, прежде всего, требуют их выявления на основе конфиденциальной информации, полученной оперативным путем. В этом случае субъектом выдвижения криминалистических версий становится оперативный сотрудник, получивший или добывший в ходе поисковой деятельности информацию о преступлении. Он обязан провести проверку данной информации с целью определения ее доказательственной перспективы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Так, например, при поступлении информации о хищении денежных средств, выделенных из государственного бюджета организациям сферы жилищно-коммунального комплекса, могут быть выдвинуты следующие оперативно-разыскные версии:

– преступление совершено должностными лицами управляющей организации в сфере ЖКХ;

– преступление совершено подрядными организациями, осуществляющими работы в сфере ЖКХ.

При поступлении информации о хищениях, связанных с расчетами по заработной плате и выдачей подотчетных сумм, в организациях сферы жилищно-коммунального комплекса могут быть выдвинуты следующие оперативно-разыскные версии:

– преступление совершено должностными лицами управляющей организации в сфере ЖКХ;

– преступление совершено сотрудниками бухгалтерии управляющей организации в сфере ЖКХ;

– преступление совершено материально ответственными лицами управляющей организации в сфере ЖКХ;

– преступление совершено работниками управляющей организации в сфере ЖКХ.

Качество построения оперативно-разыскных версий зависит от объема исходной информации. В условиях благоприятной ситуации, когда оперативный сотрудник обладает информацией как о лицах, совершивших экономическое преступление в сфере жилищно- коммунального хозяйства, так и о способе его совершения, установление механизма следо- образования возможно на основании первичных бухгалтерских документов, содержащих признаки и следы преступной деятельности, при условии их дальнейшего сопоставления с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Читайте также:  Баллы по уходу за 80 летним пенсионером

В случае возбуждения уголовного дела по результатам предварительной проверки материалов, осуществленной оперативным подразделением, планирование первоначального этапа расследования имеет свои особенности, которые заключаются в формировании криминалистических версий оперативными сотрудниками и осуществлении ими проверки в рамках оперативно-разыскных мероприятий. В результате первоначальные следственные действия будет заключаться в реализации плана проверки оперативной информации.

Специфика характера экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод о наличии различных субъектов выдвижения криминалистических версий при расследовании преступлений указанного вида – в зависимости от источников получения информации. Главная особенность заключается в том, что одним из субъектов выдвижения криминалистических версий может быть оперативный сотрудник. При выдвижении криминалистических версий он должен не только осуществить их проверку с целью определения наиболее достоверной из них, но и собрать весь объем необходимой информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Действия следователя в данном случае будут заключаться в придании процессуальной формы полученной информации с целью формирования доказательственной базы при расследовании уголовного дела экономической направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М.: НОРМА, 2000. 990 с.
2. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. М: Высшее образование, 2007. 441 с.
3. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблокоов; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 781 с.
4. Криминалистика: Учебник / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. М., 2007. 768 с.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.

Маринкин Д.Н., Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, преподаватель кафедры уголовного процесса, г. Пермь.

В настоящей статье автор предлагает обзор современных способов совершения преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса России, предлагаются их классификация и мероприятия, призванные помочь в борьбе с противоправной деятельностью.

Ключевые слова: жилищное право, ЖКХ, преступления в области экономики.

The author of the present article proposes the review of contemporary means of commitment of crimes in the sphere of housing-communal complex of Russian, proposes the classification thereof and the measures which can help in fighting illegal activity.

Key words: housing law, municipal housing economy, crimes in the sphere of economics.

Мировой финансовый кризис, экономическая нестабильность, значительные масштабы теневой экономики, несовершенство законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса являются основными причинами, криминализирующими указанную сферу, и требуют разработки специальных методик по расследованию совершаемых в ней преступлений, в том числе экономической направленности.

Отметим, что традиционно выделяются три системы городского хозяйства: жилищно-коммунальный комплекс, социальный (бюджетный) сектор и сектор благоустройства . Главная сфера деятельности жилищно-коммунального комплекса — предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающее техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий для проживания и работы.

См.: Фролов А.С. Организационно-экономические механизмы государственного управления реализацией реформы жилищно-коммунального хозяйства России: Автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2006; Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика: Автореф. дис. . д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2006; Круглик С.И. Методологические основы управления жилищной сферой городов России: Автореф. дис. . д-ра экон. наук. СПб., 2008.

Дублирование и монополизация управленческих функций приводят к повсеместным злоупотреблениям. Их причина видится в несовершенстве действующего законодательства и в использовании нормативных пробелов заинтересованными субъектами в личных криминальных целях.

Для жилищно-коммунального комплекса характерно совершение присвоения или растраты денежных средств управляющих компаний, товариществ собственников жилья, подрядчиков по линии жилищно-коммунального комплекса. Нередки в исследуемой сфере уклонение от уплаты налогов с организаций, лжепредпринимательство, а также нецелевое использование бюджетных средств, которые выделены на развитие сферы жилищно-коммунального комплекса.

Экономико-криминальная практика в сфере жилищно-коммунального комплекса выявляет всевозможные правонарушения, в частности злоупотребления полномочиями со стороны руководителей государственных предприятий и учреждений при сдаче в аренду федерального недвижимого имущества. Повсеместны взятки и коммерческий подкуп руководителей государственных, муниципальных и иных структур в процессе распределения объектов и территорий обслуживания. В качестве взяткодателей выступают представители управляющих организаций, которые действуют в процессе подготовки и проведения конкурсов, аукционов на право выполнения ремонтных работ на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В сфере жилищно-коммунального комплекса распространены факты банкротства управляющих организаций, которые являются средством ухода от налоговой ответственности и невыполнения взятых финансовых обязательств.

Анализ практики расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса показывает значительные трудности, с которыми сталкиваются практические работники. Для этих преступлений характерна высокая степень латентности. На сегодняшний день при наличии высокой потребности правоохранительных органов отсутствует методика расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса.

Налицо проблемная ситуация: с одной стороны, криминальное обогащение за счет преступного манипулирования собственностью и денежными средствами в сфере жилищно-коммунального комплекса получило значительное распространение в России, с другой — не накоплен большой опыт расследования данных преступлений. Следствием этого является отсутствие апробированных методик расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса России.

Первостепенной в данном случае является роль способа совершения преступления . В настоящее время способы преступных деяний в сфере жилищно-коммунального комплекса разнообразны и могут быть следующими:

О роли способа преступления при расследовании и раскрытии преступлений подробнее см., например: Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступления. М., 2002. С. 124 — 125; Хлюмцев М.Н. Криминалистическая информация и моделирование при расследовании преступлений. Саратов, 1982. С. 41; Белкин Р.С., Лузгин И.М. Курс советской криминалистики. М., 1978. С. 70; Пудовиков А.С. Криминалистическое значение информации о способе совершения преступления и ее практическое использование правоохранительными органами // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2004. N 1(6). С. 108 — 110.

  • заключение фиктивных договоров на выполнение работ или оказание услуг с последующим изъятием денежных средств, перечисленных в оплату за невыполненные работы, неоказанные услуги ;

См., например: Гарантия на обман — 2 // Щит и меч. 2009. 24 сен. N 36(1196).

  • неполное оприходование поступающих материальных ценностей;
  • оформление бестоварных накладных, счетов-фактур, товарных чеков;
  • получение наличных денег без оформления кассового чека или путем искажения данных контрольной кассовой ленты;
  • изъятие денег из кассы под предлогом возврата товара покупателем;
  • оформление подложных документов, служащих основанием для получения или выдачи наличных денег;
  • фальсификация результатов инвентаризации;
  • присвоение денежных средств (заработной платы) путем фальсификации записей в платежных ведомостях;
  • внесение подложных записей в иные первичные учетные документы и другие действия, направленные на создание резерва для хищения, изъятие ценностей и сокрытие недостачи;
  • фальсификация количественных и качественных показателей при приемке товарно-материальных ценностей;
  • необоснованное списание материальных ценностей на выполнение строительных, ремонтных или иных хозяйственных работ;
  • внесение подложных записей в регистры бухгалтерского учета и счета бухгалтерского баланса.

Кроме указанного выделим и появляющиеся "новые способы" мирового финансового кризиса, выявление и доказывание преступности которых вызывает проблемы у сотрудников правоохранительных органов:

  • уклонение от уплаты НДС при помощи создания цепочек фирм-подрядчиков (например, по ремонту многоквартирных домов: фирма A дает заем фирме B, фирма B ту же сумму фирме C, а C эту же сумму фирме D, в результате A прощает D долг взамен имущества D; A направляет заявку на возмещение НДС в районную ИФНС России); интересен и тот факт, что B, C и D могут и не существовать реально ;

См.: Похоже на правду // РБК. 2009. Октябрь. С. 46 — 50.

  • уклонение от уплаты налога на имущество, с запросами о вычетах НДС (например фирма A, имея в собственности здания, получает кредит от фирмы взамен лизинга на эти здания);
  • уклонение от уплаты налогов путем создания цепочек (суб)подрядных организаций (например, фирма A передает фирме B имущество, фирма B это же имущество плюс процент передает фирме C, фирма C то же имущество плюс свой процент фирме D и т.д.; интересно, что после сделки A, B и C ликвидируются или проводят перерегистрацию, например, фирма A ликвидирована, а в состав фирмы D входят сотрудники и руководство фирмы A);
  • организация создает определенный фонд (например, управляющая компания или ТСЖ), куда постоянно перечисляет процент от выручки/дохода, в последующем "премируя" сотрудников средствами из указанного некоммерческого фонда; в данном случае, так как данная "материальная помощь" не связана с трудовыми договорными отношениями, налог с нее не уплачивается;
  • значительное занижение реальной стоимости при продаже имущества (данное объясняется руководством как финансовые затруднения организации в условиях кризиса); указанное повсеместно для процедур банкротств ТСЖ и управляющих организаций сферы жилищно-коммунального комплекса;
  • выплаты дивидендов организацией до конца финансового года в 2008 г. и 2009 г. в декабре, причем в большинстве случаев в состав акционеров входят лица и фирмы, зарегистрированные в юрисдикциях с комфортным налогообложением; в свою очередь, "полученные дивиденды" они направляют на внутренние займы организации;
  • легализация денежных сумм, полученных незаконным путем, через повсеместные терминалы оплаты коммунальных услуг, мобильной связи и Интернета, посредством систем "Вебмани", "Яндекс-Деньги" и др. ("благо", что для ввода сумм через такие платежные системы не требуются документы, а впоследствии перевод в электронных счетах этих сумм отследить бывает затруднительно).

Следует отметить и перечень субъектов, должностных лиц и управленцев негосударственных предприятий, которые, действуя с корыстной и иной личной заинтересованностью, совершают преступления в сфере жилищно-коммунального комплекса. Выделяются следующие категории субъектов:

  • руководители муниципальных образований и их заместители;
  • руководители департаментов и управлений жилищно-коммунального хозяйства, земельных ресурсов, капитального строительства при администрациях муниципальных образований, а также ответственные служащие и работники бухгалтерий указанных структур;
  • руководящие работники и работники бухгалтерий муниципальных унитарных предприятий сферы жилищно-коммунального комплекса, в том числе предприятий, функционирующих как единый центр платежей и регистрации муниципальных образований;
  • руководители, работники бухгалтерии и менеджеры управляющих организаций, в непосредственном ведении которых находится жилой фонд и связанная с ним инфраструктура;
  • председатели и бухгалтеры товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов;
  • руководящие работники других ведомств, злоупотребляющие своими полномочиями, в рамках расходования средств Федеральной целевой программы "Жилище";
  • руководство, бухгалтерские работники и менеджеры подрядных организаций, осуществляющих ремонтные работы на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Читайте также:  Как делать проводки по бухучету примеры

Немаловажными, на наш взгляд, являются и признаки преступной деятельности в сфере жилищно-коммунального комплекса, подлежащие обнаружению в процессе оперативно-розыскного документирования и в ходе расследования по уголовным делам. К таковым относим:

  • расхождения в документах кадрового подразделения и бухгалтерии, управляющей организации или ее подрядчиков;
  • установленные факты уборки придворовой территории, подъездов и выполнения иных работ "гастарбайтерами" и отсутствие об этом сведений в документах управляющих организаций;
  • зафиксированные случаи оформления работников ТСЖ, УО, их подрядчиков по потерянным или похищенным паспортам;
  • факты жалоб на взимание оплаты по тарифам регулярно без реального оказания услуг;
  • значительное превышение тарифов отдельных товариществ собственников жилья и управляющих организаций по сравнению с другими участниками рынка жилищно-коммунального комплекса;
  • установленные факты проведения работ субподрядчиками либо фирмами, не имеющими лицензий на определенный вид работ;
  • расхождение документальных данных и реальных объемов выполненных работ на объектах исследуемой сферы.

Таким образом, указанные нами способы и субъекты преступной активности как обязательные элементы криминалистической характеристики в сфере жилищно-коммунального комплекса весьма актуальны для сотрудников правоохранительных органов, выявляющих и расследующих преступные деяния в этой сфере, могут являться ориентирующей информацией для оперативных сотрудников, обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс.

См.: Голунский С.А., Шавер Б.М. Криминалистика. М., 1939. С. 11; Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., дополненное. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2001. С. 731 — 739; Каминский М.К. Расследование хищений государственного и общественного имущества, совершенных путем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением: Лекция. Горький: ГВШ МВД СССР, 1978; Лубин А.Ф. Механизм преступной деятельности. Методология криминалистического исследования. Н. Новгород: НЮИ МВД России, 1997; Образцов В.А. Криминалистическая характеристика преступлений: дискуссионные вопросы и пути их решения // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ прокуратуры, 1984. С. 7 — 15; Образцов В.А. Учение о криминалистической характеристике преступлений // Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. М.: Юрист, 1995. С. 38 — 50; Гавло В.К. О понятии криминалистического механизма преступления и его значении в расследовании криминальных событий // Алгоритмы и организация решений следственных задач. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1982. С. 4 — 12.

Отметим также, что для наиболее эффективного и результативного процесса расследования и раскрытия преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса целесообразно проводить следующие мероприятия:

8 800 550 58 83 (03.00-12.00 МСК) info@acitadel.ru

Губин Виталий

ЖКХ – одна из основных отраслей экономики страны. Ее годовой оборот составляет 4 трлн руб., включает в себя более 30 видов деятельности, 36 тыс. организаций, 2 млн работников, объем платежей населения за ЖКУ превышает 1,3 трлн руб. Криминогенная обстановка в этой сфере жизнедеятельности общества и государства оказывает влияние на состояние дел в большинстве других отраслей.

К основным видам деятельности в сфере ЖКХ относят: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство (см.: Постановление Росстата от 25.09.2007 N 66 (ред. от 06.09.2012) “Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере ЖКХ, услуг и транспорта на 2008 год”, Вопросы статистики. 2007. N 11 (Постановление).

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой развитую систему, которая охватывает организации непосредственно ЖКХ, содержание, ремонт и модернизацию жилищного сектора и предприятий, его обслуживающих, объекты инженерной инфраструктуры.

Организации ЖКХ – организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) (см.: Приказ Росстата от 31.01.2013 N 41 (ред. от 01.04.2014) “Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) “Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы” // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2013. N 5. Май (часть II) (Указания – окончание).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в сфере ЖКХ – юридические лица независимо от организационно-правовой формы, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в оплату жилья и коммунальных услуг и которые представляют расчеты и обоснования по установлению тарифов в регулирующие органы (см.: Приказ Госстроя РФ от 29.12.1997 N 17-142 (ред. от 23.02.1999) “Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги” // Бюллетень строительной техники. 1998. N 6).

Анализ судебно-следственной практики по уголовным делам о хищениях в ЖКХ позволяет констатировать, что действия виновных лиц квалифицируются как мошенничество (ст. 159 УК РФ, 159.4 УК РФ), присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ) и кража (ст. 158 УК РФ). В отдельных случаях возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за такие преступления, как злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и другие.

Наиболее распространенными способами совершения преступлений в сфере ЖКХ являются:

– незаконный перевод объектов недвижимости в распоряжение организаций ЖКХ с дальнейшим их отчуждением;
– составление фиктивных договоров с последующим перечислением денежных средств с расчетного счета предприятия после подписания справок и актов выполненных работ без фактического их исполнения на счета аффилированных организаций;
– неперечисление денежных средств на нужды ЖСК, внесенных гражданами в качестве оплаты за коммунальные услуги (по данным на 1 июня 2014 года, размер задолженности достиг 886 млрд рублей, что составляет 68% от общего объема платежей. До получателей не доходит 2/3 платежей за жилищно-коммунальные услуги);
– выставление поддельных счетов за коммунальные услуги;
– производство незаконных взаиморасчетов от лица населения напрямую с ресурсоснабжающими организациями, в том числе посредством банковских операций;
– внесение подложных записей в иные первичные учетные документы и другие действия, направленные на создание резерва для хищения, изъятие ценностей и сокрытие недостачи;
– внесение ложных сведений в бухгалтерские документы (ТСЖ, ЖСК, УК) по оплате коммунальных услуг;
– фальсификация результатов инвентаризации;
– получение наличных денег без оформления кассового чека или путем искажения данных контрольной кассовой ленты;
– оформление бестоварных накладных, счетов-фактур, товарных чеков;
– заключение договоров подряда с завышением реальной стоимости или объемов выполненных работ (услуг);
– неполное оприходование поступающих материальных ценностей;
– фальсификация количественных и качественных показателей при приемке товарно-материальных ценностей .

Маринкин Д.Н. Специфика доказывания при расследовании экономических преступлений, совершаемых руководством товариществ собственников жилья // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2013. N 2. С. 222 – 228; Улейчик В.В., Майорова Е.И., Рязанцев В.А. Методические рекомендации “Возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с неправомерными действиями в сфере жилищно-коммунального комплекса”. М.: ФГКУ “ВНИИ МВД России”, 2014.

Особенности расследования хищений денежных средств при производстве строительных работ

Поводами для возбуждения уголовного дела являются:
– заявление физического или уполномоченного представителя юридического лица о фактах хищения денежных средств или иного имущества в сфере ЖКХ;
– постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;
– рапорт об обнаружении признаков преступления, вынесенный в порядке ст. 143 УПК РФ сотрудниками УЭБ и ПК, и прилагаемые к нему материалы о выявлении факта совершения противоправных действий в сфере ЖКХ;
– сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (средств массовой информации, рапорта сотрудника УБЭП и ПК МВД России, органов исполнительной власти, учреждения или организации, контролирующего органа о хищении денежных средств (иного имущества) в сфере (заключения проверок, акты ревизий, акты проверок, справки, заключения специалистов и экспертов и др.).
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо:

1) истребовать документы и получить объяснения, подтверждающие или опровергающие данные, изложенные в заявлении (сообщении);
2) изучить нормативную правовую базу, регламентирующую конкретную деятельность в сфере ЖКХ;
3) проанализировать деятельность должностных лиц, подрядных и субподрядных организаций, организаций ЖКХ, их партнеров, связанных с процессом организации деятельности в сфере ЖКХ;
4) сопоставить товаро- и документооборот организации ЖКХ с денежными средствами, находящимися на ее балансе и аккумулированными в процессе соответствующей деятельности.

Учитывая, что деятельность и услуги в сфере ЖКХ отличаются сложным комплексным правовым регулированием и сопровождаются оформлением большого количества документации, при расследовании хищений денежных средств, совершаемых в указанной сфере, следует уделять внимание анализу возможных злоупотреблений на всех ее этапах.

К материалам проверки заявлений и сообщений о преступлении необходимо приобщить результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ):

– данные проверки руководителей и учредителей организаций ЖКХ на предмет участия в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности как самой организации ЖКХ, так и ее основных контрагентов, в том числе данные на лиц, которые выполняли отдельные виды ремонтных и иных работ, а также на лиц, числящихся получателями денежных средств за работы, реальное выполнение которых вызывает сомнения;
– сведения, полученные из налогового органа, о наличии в числе организаций контрагентов, а также дочерних организаций ЖКХ аффилированных юридических лиц и “фирм-однодневок”;
– данные, предоставленные территориальным подразделением Росфинмониторинга, банками, о наличии счетов организаций ЖКХ, а также о движении денежных средств по счетам и об их остатках на счетах;
– иные сведения, имеющие отношение к совершенному хищению в сфере ЖКХ и (или) указывающие на лиц, причастных к противоправным действиям.

Читайте также:  Сколько собак можно держать в квартире

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, привлекать к участию в этих действиях специалистов.

На начальном этапе расследования рассматриваемой категории преступлений необходимо:

– установить наличие либо отсутствие события хищения и способа его совершения;
– выявить круг лиц, причастных к совершению хищения в сфере ЖКХ, а также лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах его подготовки, реализации преступного умысла и сокрытия;
– установить основные элементы события хищения (место, время, особенности документооборота и оформления сделок, технологического процесса);
– определить источники и перечень документов, отражающих механизм преступной деятельности;
– установить размер ущерба и др.

На стадии возбуждения уголовного дела необходимо изучить представленные материалы, уяснить исходные сведения, составить план расследования преступления.

На момент возбуждения уголовного дела складываются следующие исходные следственные ситуации:

1. Установлен факт хищения в сфере ЖКХ, но не известны лица, его совершившие.
2. Известны лица, возможно причастные к хищению в сфере ЖКХ, но сам факт хищения не установлен.
3. Установлен факт хищения в сфере ЖКХ, лица, его совершившие, известны, но скрываются.

При возникновении первой исходной следственной ситуации необходимо установить способ, время, место, признаки хищения денежных средств в сфере ЖКХ, выявить материально ответственных заинтересованных лиц путем проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, изобличить среди них лиц, виновных в совершении этого преступления.

К характерным следственным действиям относятся: задержание с поличным; личный обыск задержанных, обыски по месту их работы и жительства, наложение ареста на имущество подозреваемых/обвиняемых; осмотр места происшествия; осмотр и выемка предметов и документов, имеющих отношение к установлению истины по уголовному делу; осмотры строительных площадок, объектов строительства, производственных, складских и административных помещений, а также различного оборудования (строительные машины и прочее); допросы потерпевших, подозреваемых и свидетелей; запросы о предоставлении информации; поручения о производстве следственных действий сотрудникам полиции, осуществляющим оперативное сопровождение по уголовному делу; производство судебной экспертизы.

При второй исходной следственной ситуации (известны лица, возможно причастные к хищению, но сам факт хищения не установлен) необходимо: выявить признаки хищения посредством анализа документов, изучить процесс предоставления услуг ЖКХ и документальное его отображение, установить обстоятельства совершения финансовых операций, проверить соответствие объема выполненных работ затраченным средствам и использованным материалам, удостоверить документально факт хищения, доказать причастность к событию хищения подозреваемых лиц.
После возбуждения уголовного дела необходимо изучить акт ревизии, документальной проверки; подлинники и копии документов, подтверждающих выводы о выявленных фактах злоупотреблений, халатности, недостачи, излишков, растрат и присвоений денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также объяснения лиц, ответственных за эти нарушения.

К первоначальным следственным действиям можно отнести: осмотр места происшествия; осмотр и выемку документов, касающихся злоупотреблений, отмеченных в акте ревизии; допросы материально ответственных лиц и иных сотрудников, причастных к хищению; обыски у этих лиц с целью обнаружения и изъятия доказательств, свидетельствующих о хищении денежных средств; допросы свидетелей, чьи объяснения приобщены к акту ревизии; запросы о предоставлении информации; поручения о производстве следственных действий сотрудникам полиции, осуществляющим оперативное сопровождение по уголовному делу; допросы потерпевших, подозреваемых и свидетелей; производство судебной экспертизы.

При возникновении третьей исходной следственной ситуации (установлен факт хищения, лица, его совершившие, известны, но скрываются): устанавливаются способ, время, место, признаки хищения денежных средств в сфере ЖКХ; степень причастности конкретных лиц к определенным фактам хищений и ко всей преступной деятельности в целом; принимаются меры к установлению мест их нахождения и задержанию, поиску имущества и ценностей для целей возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Проблемы расследования хищений в сфере ЖКХ

Анализ практики расследования хищений в сфере ЖКХ выявил ряд проблем, которые условно можно подразделить на проблемы:

Организационного характера
– отсутствие взаимодействия и слаженного механизма взаимодействия между службами и структурами правоохранительных и контролирующих органов;
– слабый информационный обмен между заинтересованными органами;
– дублирование проверочных мероприятий и контрольных действий по проверке законности в сфере ЖКХ;
– длительность проведения судебно-экономических, технико-криминалистических, почерковедческих и строительных экспертиз по определению размера завышения объемов строительных работ;
– наличие очередей при проведении комплексных технических и бухгалтерских судебных экспертиз и др.

Кадрово-методического обеспечения
– отсутствие необходимого и достаточного потенциала квалифицированных экспертов;
– отсутствие должного методического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в сфере ЖКХ;
– недостаток имеющихся навыков расследования преступлений в сфере ЖКХ у сотрудников территориальных подразделений, в том числе и системы МВД;
– сложности в юридической оценке действий лиц, имеющих отношение к событию хищения в сфере ЖКХ в условиях использования положений межотраслевого (уголовного, налогового, арбитражного) законодательства и др.

Наличие административного противодействия
– преступления в сфере ЖКХ, КАК ПРАВИЛО, совершаются при непосредственном (опосредованном) участии представителей административного ресурса;

Только в первом полугодии 2014 года органами прокуратуры РФ установлено свыше 6 тыс. фактов аффилированности чиновников, имеющих значительную коррупционную составляющую, в частности, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. Были обнаружены факты принятия должностными лицами распорядительных решений, создающих преференции организациям ЖКХ и сопровождающихся в ряде случаев незаконным отчуждением государственного и муниципального имущества.
– наличие воздействия административного ресурса на сотрудников следственных и оперативных подразделений в процессе расследования хищений в сфере ЖКХ;
– складывающиеся политические тенденции и др.

Так, Президент России В.В. Путин в рамках ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 отметил необходимость новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. “Но изменения происходят очень медленно. По-прежнему доминирует обвинительный уклон. Вместо того, чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных граждан.

Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Я сказал именно “навязчивого надзора и контроля”, еще остановлюсь на этом поподробнее и предлагаю следующие меры.

Каждая проверка должна стать публичной. В следующем году для этого запускается специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные и, еще хуже, “заказные” визиты контролеров. Добавлю, что эта проблема актуальна не только для бизнеса, но и для бюджетных, муниципальных учреждений, социальных НКО.

Надо, наконец, отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений. Ведь, понимаете, даже когда мы сейчас уже провели определенную работу по ограничениям и эти ограничения работают вроде бы неплохо, но проверяющих органов так много, что если каждый из них хоть один раз придет – все, можно любую фирму закрывать. Правительство в 2015 году должно принять все необходимые решения по переходу к такой системе, системе ограничений, что касается проверок.
Что касается малого бизнеса, предлагаю предусмотреть для него “надзорные каникулы”. Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей” (Российская газета. 2014. N 278. 5 дек.).

Сложности процесса доказывания

– трудности установления места совершения преступления;
– необходимость проведения значительного количества следственных действий на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
– сложности в доказывании субъективной стороны состава преступления (корыстного мотива и преступного умысла);
– трудности доказывания эпизодов преступной деятельности, соучастия;
– противодействие участников уголовного судопроизводства, выражающееся в сокрытии или уничтожении документов, имеющих значение для уголовного дела и др.

Литература

1. Постановление Росстата от 25.09.2007 N 66 (ред. от 06.09.2012) “Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере ЖКХ, услуг и транспорта на 2008 год” // Вопросы статистики. 2007. N 11 (Постановление).
2. Приказ Росстата от 31.01.2013 N 41 (ред. от 01.04.2014) “Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) “Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы” // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2013. N 5. Май (часть II) (Указания – окончание).
3. Приказ Госстроя РФ от 29.12.1997 N 17-142 (ред. от 23.02.1999) “Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги” // Бюллетень строительной техники. 1998. N 6.
4. Маринкин Д.Н. Специфика доказывания при расследовании экономических преступлений, совершаемых руководством товариществ собственников жилья // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2013. N 2. С. 222 – 228.
5. Улейчик В.В., Майорова Е.И., Рязанцев В.А. Методические рекомендации “Возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с неправомерными действиями в сфере жилищно-коммунального комплекса” М.: ФГКУ “ВНИИ МВД России”, 2014.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector