No Image

Характеристика рабочего места водителя

0 просмотров
16 ноября 2019

Большое влияние на работу водителя оказывает правильная его посадка за рулем автомобиля, которая определяется как "спокойное положение в состоянии готовности". Основным требованием к конструкции сиденья является обеспечение положения тела водителя, исключающего излишнее мышечное напряжение и способствующего наилучшей обзорности. Это достигается правильным соотношением размеров деталей сиденья. Если спинка сиденья не обеспечивает достаточной опоры тела в области поясницы, то основные мышечные группы спины и шеи излишне напряжены. При удалении спинки сиденья от рулевого колеса основная нагрузка в работе рук падает на относительно слабые мышцы предплечья и кисти, тогда наиболее мощные мышцы плеча используются недостаточно, амплитуда движения сокращается. Нерациональное распределение нагрузки на мышцы верхних конечностей может быть при излишне большом или недостаточном наклоне рулевого колеса.

Степень мышечного усилия водителя при нажатии на педали изменяется в зависимости от угла наклона подушки, спинки, а также от высоты сиденья. По данным НАМИ, при правильном подборе-угла наклона подушки сиденья усилия, прилагаемые к педалям, могут быть снижены на 15-20 %. Расстояние от края сиденья до сгиба в колене должно быть не менее 15 % длины бедра. При уменьшении этого расстояния возможны нарушения функции нижних конечностей вследствие сдавливания сосудов и нервов в области бедра. Чем выше сиденье, тем меньший угол наклона должна иметь подушка. Иногда в погоне за комфортом увеличивают глубину подушки, в результате этого ограничивается свобода движений ног водителя.

Спинка сиденья должна иметь некоторый наклон, вследствие чего вес тела наиболее выгодно распределяется на сиденье и спинку, мышцы бедра максимально расслаблены. Излишний наклон спинки ухудшает видимость дороги, затрудняет управление автомобилем.

Неправильное соотношение деталей сиденья вызывает стремление водителя принять удобное для работы положение без его помощи, что ведет к преждевременному утомлению. Размеры сиденья, определяющие посадку водителя, подразделяются на постоянные и регулируемые.

Обивка сиденья должна быть достаточно жесткой и шероховатой. При гладкой обивке водитель скользит по сиденью. Постоянное перемещение тела требует дополнительного усилия для удержания его в нужном положении и излишне утомляет водителя. Обивка, имеющая чрезмерно большой коэффициент сцепления (плюшевая и др.), вызывает утомление мышц спины.

Большое значение также имеет хороший обзор из салона автомобиля, зависящий от содержания стекол. Грязь, повреждение стекол, завешивание их, а также подвешивание различных безделушек, сокращающих поле зрения водителя, недопустимы, так как все это резко ухудшает гигиенические условия работы.

8.2 Требования к рабочему месту водителя.

Работа по управлению автомобилем может быть отнесена к разряду, наи­более напряженных и утомительных форм трудовой деятельности. Эта работа протекает в условиях постоянного и значительного нервноэмоционального напряжения, углубляемого сознанием огромной ответственности за жизнь лю­дей и материальные ценности. Быстрота реакции и точность рабочих движений водителя современного автомобилля являются важнейшими факторами обеспе­чения безопасности движения. Эти качества в большой степени зависят от удобства рабочего места водителя, которое должно создавать благоприятныеусловия труда и исключать возможность возникновения аварий, вызываемых перенапряжением при работе водителя.

Большое влияние на работу водителя оказывает правильная его посадка, которая определяется как «спокойное положение в состоянии готовности». Плоскость сиденья должна быть не горизонтальной, а слегка наклоненной назад (3–7° к горизонтальной плоскости). Спинка сиденья не должна быть фиксирована, сиденье должно регулироваться по высоте и в горизонтальном направлении. Обивка сиденья должна быть достаточно жесткой и шерохо­ватой.

Читайте также:  Получали ли по программе молодая семья

Рычаги управления автомобилем, перемещающиеся в горизонтальной пло­скости к водителю и от него, должны быть рационально расположены на 230 мм выше сиденья, причем они должны быть удалены от спинки сиденья в первом случае на 560 мм, а во втором – на 600 мм. Сила сопротивления рычага должна составлять около 10 кгс, т. е. 20–25% максимальной (45 кгс). Оптимальный ход педалей при нажатии передней части пятки и середины стопы 100–150 мм. При компоновке рычагов управления должно быть соблюдено условие, чтобы основные рычаги располагались перед водителем с справа, а вспомогательные – с левой стороны. Всю компоновку рабочего места водителя выполняют так, чтобы водитель не находился длительное время в вынужден­ной неудобной позе.

Конструкция и внутренние размеры кабины должны обеспечивать водите­лю свободный вход в зимней одежде, нестесненное положение на сиденье, удобное действие рычагами и педалями.

С рабочего места водителя должна быть обеспечена максимальная обзорность. Под обзорностью автомобиля подразумевается одно из его конструк­тивных свойств, определяющее объективную возможность для водителя видеть рабочую зону, путь движения и объекты, которые могут помешать безопасно­му его движению. Обзорность рабочей зоны характеризуется величиной хоро­шо видимого водителем пространства в вертикальной и горизонтальной плос­костях. Водителю должны быть созданы такие условия, при которых он мог бы наблюдать путь движения и объекты, не совершая при этом излишне сложных движений. В противном случае работа водителя сопровождается до­полнительным мышечным и нервным напряжением, вызывающим повышенную утомляемость.

Для обеспечения здоровых условий труда водителя большое значение имеет состояние воздушной среды в кабине автомобиля (микроклимат). Мик­роклимат — это физическое состояние воздушной среды в ограниченном про­странстве, характеризуемое атмосферным давлением, температурой, влаж­ностью и скоростью движения воздуха. Температура воздуха в кабине водите­ля определяется температурой наружного воздуха и тепловыделениями двигателя, если он расположен в передней части автомобиля. Температура, должна быть в пределах от +15 до +17°С.

Соотношение температуры, влажности и скорости движения воздуха в кабине автомобиля могут создавать различные зоны удобства работы води­теля. Так, зона полного удобства при температуре воздуха 19–22°С и при влажности воздуха 50% достигается при скорости движения воздуха 0,15 м/с.

Скорость воздуха в кабине в теплое время года допускается от 1 до 2 м/с, а в холодное время — не свыше 0,5 м/с. Поступающий в кабину воздух должен быть очищен от пыли.

Теплоизоляция и отопление кабины в соответствии со СНиП II-Г. 7–62 должны обеспечивать при работе в холодное время года температуру в каби­не от +14 до +16°С.

Вентиляционная система кабины должна обеспечить воздухообмен в холодное время года не менее 40 м 3 /ч.

Воздухообмен при температуре наружного воздуха до 28°С должен обеспе­чить температуру воздуха в кабине не выше чем на 2–3°С по сравнению с тем­пературой наружного воздуха.

Читайте также:  Протоколы опроса пострадавшего в школе

Концентрация вредно действующих веществ, содержащихся в отработавших газах, в зоне дыхания не должна превышать предельно допустимого уровня: окиси углерода – 20 мг/м 3 , акролеина – 0,7, тетра-этилсвинца – 0,05, углеводородов (в пересчете на углерод) – 300 мг/м 3 .

Предельно допустимый уровень шума в кабине автомобиля и вибрация на рабочем месте водителя не должны превышать значений действующих сани­тарных норм и правил (СН245–71). С целью снижения шума в кабине авто­мобиля тщательно подгоняют соприкасающиеся части кабины, обивают кабину звукопоглощающим материалом.

Сиденье водителя является хорошим амортизатором вибраций, но ради­кальными мерами снижения отрицательного воздействия на водителя вибрации является устранение колебаний деталей кузова при длительной эксплуатации автомобиля и устранение возможности вибраций основных узлов автомобиля при его конструировании.

Кабины транспортных средств, предназначенных для работы в юж­ных районах, должны быть окрашены светлыми красками. Световые проемы кабин изготовляют из небьющегося и безосколочного, но прозрачного материала.

В транспортных средствах, предназначенных для эксплуатации в условиях Cевера, стекла кабин необходимо обдувать теплым воздухом или делать двой­ное остекление и между стеклами помещать влагопоглотитель (силикагель). Внутри кабины устраивают отопитель кабины типа 0-30, работающий незави­симо от двигателя.

Рабочее место водителя

Безошибочность управления автомобилем зависит не только от психофизиологических особенностей человека, но и от условий, в которых совершается процесс управления. К таким условиям следует отнести в первую очередь условия на рабочем месте водителя — в кабине автомобиля.

Большое влияние на работоспособность оказывает правильная посадка водителя за рулем автомобиля, которая определяет его спокойное положение в состоянии готовности. При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья, ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, должны быть слегка согнуты в локтях. Такая посадка дает возможность принять наиболее естественное положение, не испытывать утомления от длительной поездки, а также обеспечивает максимальный обзор, требует наименьших усилий при работе рулевым колесом, педалями и рычагами.

Ноги на педаль сцепления, тормозную педаль и педаль управления дроссельной заслонкой ставятся так, чтобы каблук опирался на пол кабины. Во время движения правая нога находится на педали управления дроссельной заслонкой, а во время торможения — на педали тормоза. Левая нога опирается на пол слева от педали сцепления и при необходимости переносится на педаль сцепления или на кнопку ножного переключателя света.

Как отмечалось выше, одним из основных условий обеспечения безопасности движения на дороге является правильное восприятие водителем дорожной обстановки.

Понятно, что водитель должен видеть дорогу не только перед собой. Для обеспечения безопасности движения на каждом автомобиле устанавливается зеркало заднего вида, с помощью которого водитель может просматривать дорогу позади своего автомобиля. Опыт показывает, что водитель, не наблюдающий за дорогой позади автомобиля, в условиях интенсивного движения не может обеспечить безопасности движения, особенно при маневрировании и обгоне транспортных средств. Кроме того, на работу водителя влияет ряд факторов, которые ускоряют наступление утомления и переутомления. К ним могут быть отнесены недостатки в оборудовании рабочего места водителя, микроклимат кабины.

Читайте также:  С какого возраста можно смотреть порно

Микроклимат кабины — это совокупность температуры, влажности и скорости движения воздуха. Влияние его на организм во многом зависит от состояния здоровья водителя, степени закаленности организма к воздействиям — неблагоприятных метеорологических факторов и рабочей одежды. Основное назначение одежды заключается в поддержании температуры тела на постоянном уровне и защите его от пыли, грязи, микробов и механических повреждений. Вместе с тем необходимо, чтобы ткани одежды были мягкими, эластичными, а вся одежда удобной и не стесняющей работу водителя. Температура воздуха в кабине зависит от температуры окружающей среды, степени нагрева двигателя и обшивки, условий вентиляции. Наиболее благоприятная температура 18 — 20 °C. При слишком высокой температуре в кабине (25 °C и выше) значительно снижаются психофизиологические характеристики водителя, нарушаются функции центральной нервной системы, снижаются внимание, способность к сосредоточению, ослабляется чувство осторожности, увеличивается время реакции водителя, и он допускает больше ошибок. Развитию перегревания способствуют: высокая влажность воздуха, ограничивающая отдачу тепла; непроницаемая для влаги одежда, ожирение, усталость, перенесенные тяжелые болезни. Под влажностью воздуха понимают уровень содержания в нем водяных паров. В воздухе, насыщенном водяными парами, резко затрудняется теплоотдача путем испарения.

Пониженная температура воздуха вызывает усиленную отдачу тепла и сковывает движение рук и ног водителя, снижает быстроту и точность его движений, что может привести к ошибкам при управлении автомобилем.

Воздух кабины автомобиля может содержать пары бензина и вредные примеси отработавших газов: углеводороды, окислы азота, угарный газ, что может привести к отравлению организма. Степень отравления и его проявления чрезвычайно разнообразны и зависят от концентрации угарного газа в воздухе и продолжительности воздействия его на организм водителя. Основными направлениями в борьбе с отравлениями являются: правильная регулировка двигателя; тщательная установка резиновых прокладок, закрывающих отверстия в полу кабины; повышение эффективности системы вентиляции. Предельно допустимое содержание в воздухе паров бензина 0,3 мгл. Повышенная концентрация паров топлива и вредных примесей отработавших газов в воздухе кабины сказывается на ухудшении работы органов зрения и слуха, нарушении координации движения, преждевременном наступлении усталости, появлении сонливости.

Во время работы водитель воспринимает шум от работающих агрегатов автомобиля, шум от движения автомобиля по дороге и внешний уличный шум. Чрезмерный шум оказывает вредное воздействие на органы слуха и кору головного мозга. Он нарушает нормальные условия работы водителя; отвлекает его, снижает внимание, увеличивает время реакции, затрудняет восприятие звуковых сигналов других транспортных средств и слуховое наблюдение за работой агрегатов своего автомобиля. Длительное воздействие шума ослабляет память. Постоянные громкие и высокочастотные шумы вызывают головные боли, тошноту, головокружение.

Источниками колебаний и вибраций являются неровности дороги, меняющаяся скорость движения, неуравновешенные детали автомобиля. Человек воспринимает колебательную и толчковую нагрузки мышцами и вестибулярным аппаратом. Длительное воздействие вибраций вредно сказывается на организме человека, ухудшает кровообращение, понижает остроту зрения, особенно бинокулярного. Вибрации снижают деятельность нервной системы, уменьшая способность сосредоточения внимания.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector