No Image

Фз 63 об электронной подписи изменения

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ
"Об электронной подписи"

С изменениями и дополнениями от:

1 июля 2011 г., 10 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 12 марта, 28 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 июня 2016 г.

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

6 апреля 2011 г.

Принят новый Закон об электронной подписи (далее — ЭП).

Он расширяет сферу использования и допустимые виды ЭП. Напомним, что прежний закон разрешал применять только сертифицированные средства ЭП, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями.

В новой редакции выделяются 2 вида ЭП: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях.

Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Он проводит аккредитацию удостоверяющих центров.

Закреплены требования к удостоверяющему центру. Так, стоимость его чистых активов должна составлять не менее 1 млн руб. Еще одно условие — наличие в штате квалифицированных сотрудников.

Максимальный срок аккредитации — 5 лет.

Предусмотрены механизмы признания иностранных ЭП.

Федеральный закон вступает в действие со дня официального опубликования. Прежний закон утрачивает силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 8 апреля 2011 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2036, в "Парламентской газете" от 8 апреля 2011 г. N 17

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г., за исключением изменений в часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Читайте также:  Детский сад при переезде в другой город

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Нормативно-правовое регулирование в сфере ЭДО с использованием цифровых подписей закреплено в Федеральном законе. Этот документ не только дает основные определения терминов и типов ЭП, но и закрепляет за каждой юридическую силу, определяет функциональность удостоверяющих центров и т.д.

Цели закона

Цифровая подпись разработана для обеспечения безопасного ведения электронного документооборота. Для ее создания разные криптографические алгоритмы преобразуют информацию, используя специальный закрытый ключ ЭП. Результат процесса — идентификация владельца сертификата и установление неизменности информации после заверения.

ФЗ 63 от 25 марта 2011 года определяет и прописывает правила использования ЭЦП и особенности применения цифрового реквизита в сфере государственного управления и в информационных системах. Последняя редакция от 23.06.2017 г. под номером 220-ФЗ внесла уточнения в главу 6: с помощью ЭЦП можно подписать сразу пакет ЭД, и каждый из них будет являться подписанным. Если в пакет входят документы, сформированные сторонними лицами и подписанные ими в соответствии с требованиями законодательства, то они не подлежат дополнительной заверке ЭП. При необходимости возможно подписание одного документа несколькими лицами.

Сфера действия

Правовые отношения в области использования электронных подписей распространяются на:

  • Заключение гражданско-правовых сделок;
  • Оказание муниципальных и государственных услуг и выполнение обязанностей;
  • Совершение действий, предусмотренных ФЗ РФ, ведущих к возникновению иных юридических последствий.

Федеральный закон состоит из 20 статей. Первые 4 рассматривают возможности и сферы применения законопроекта, основные понятия и принципы использования ЭЦП. Затем начинается базовая часть, включающая:

  • Виды цифровой подписи — простая, усиленная, квалифицированная и неквалифицированная;
  • Условия признания ЭД и ЭП;
  • Права органов власти в аккредитации и контроля за работой УЦ;
  • Типы криптографической защиты;
  • Применение простой цифровой подписи;
  • Обязанности сторон сделки с применением усиленной подписи;
  • Признание юридической силы КЭП и средства ее контроля;
  • Условия функциональности УЦ.

Заключительные статьи представляют собой итоговые положения, даты вступления в силу законопроекта и обобщают документ.

Используемые понятия

Федеральный закон об электронной подписи затрагивает все сферы использования цифрового инструмента, а также его выдачу, виды, основные определения и отношения с государственными органами и услугами.

Цифровая подпись

Представляет собой информацию в электронном виде, связанную с аналогичными данными и соединенную с заверяемой информацией. Также ЭЦП может быть связана с данными, позволяющими определить автора документа или иными сведениями. В новой редакции законопроекта рассмотрены все необходимые определения.

Квалифицированный сертификат

Нужен он для подтверждения соответствия ключа, проверки цифровой подписи и владельца сертификата. Сертификат ключа проверки электронной подписи — это бумажный или электронный документ, полученный клиентом от УЦ. Квалифицированный сертификат (КС) выпускается и применяется в порядке, предусмотренном ФЗ и иными правовыми документами. Право выпуска сертификата имеют только аккредитованные УЦ или уполномоченные федеральные органы.

Владельцем КС закон признает человека, на имя которого был выдан настоящий сертификат.

Ключ ЭП представляет собой уникальный порядок символов, а ключ проверки — это последовательность знаков, позволяющая подтвердить подлинность ЭП.

Удостоверяющий центр

УЦ создан для осуществления деятельности по формированию, выдаче и поддержанию работы КС. Владельцем центра может быть как организация, так и ИП, государственный орган или орган местного самоуправления. Для получения аккредитации УЦ должен соответствовать требованиям настоящего закона и иметь необходимое ПО, аппаратные устройства и квалифицированных сотрудников.

Читайте также:  Платят ли земельный налог после 80 лет

Средства ЭП

К ним относятся сложные криптографические устройства, необходимые для формирования и проверки ЭП, ключей ЭЦП и их проверки. К участникам электронного взаимодействия закон относит физических и юридических лиц, включая государственные органы, которые производят обмен данными в электронном виде.

Основные положения

В статье 4 настоящего законопроекта определяются основные принципы использования электронно-цифровой подписи. Они действуют постоянно, за исключением случаев, прописанных отдельно в ФЗ или в соглашении сторон ЭДО. Если подпись сформирована в соответствии с законом иностранного государства и нормой международного стандарта, а также отвечает требованиям закона 63-ФЗ, то такая электронная подпись признается в России.

Виды ЭЦП

Законом выделяются 3 вида электронной подписи:

  1. Простая — это пара логина и пароля или код, присланный в виде СМС, для входа в личный кабинет на сайте и подтверждения действий.
  2. Неквалифицированная — обладает большим рядом возможностей, а получают ее путем криптографических преобразований данных. НЭП позволяет обнаружить изменения, внесенные в документ после заверения.
  3. Квалифицированная ЭП — более сложный и юридически полноценный вид заверения ЭД.

КЭП должна отвечать требованиям к предыдущему типу ЭП, а также:

  • Иметь дополнительно ключ проверки ЭП, указанный в сертификате;
  • Проверяться и создаваться при помощи сертифицированных программных средств.

Законодательством запрещена передача ЭЦП другому лицу, т.к. она позволяет определить и подтвердить владельца и равнозначна личной подписи.

Электронный документ с простой или неквалифицированной цифровой подписью имеет тождественную ручной подписи силу, если это установлено дополнительным соглашением между сторонниками ЭДО. Нормативные акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания документов в ЭФ, заверенные НЭП, равносильны бумажным документам с личной подписью. Полная юридическая сила простой подписи возможна, только если документы составлены и подписаны в соответствии с требованиями статьи 3 ФЗ-63. Подписание документов КЭП не нуждается в подтверждении сторонними актами.

Роль удостоверяющего центра

Уполномоченный федеральный орган (УФО) создается с целью:

  • Аккредитации УЦ;
  • Контроля за соблюдением норм, установленных федеральным законодательством и правовыми актами;
  • Выдачи предписаний об устранении недостатков в работе;
  • Осуществления полномочий вышестоящего УЦ по отношению к аккредитованным удостоверяющим центрам.

УФО хранит информацию обо всех аккредитованных центрах: действующих и прекративших работу, а также приостановивших деятельность в связи с отозванной аккредитацией.

Деятельность УЦ

Работа удостоверяющего центра связана с:

  • Созданием и выдачей сертификатов ключей проверки ЭП и контролем за их использованием;
  • Выдачей средств ЭП и ключа ЭП, ключа ее проверки или средств, для обеспечения создания ключей;
  • Ведением реестра выданных сертификатов ключей проверки ЭП и установлением порядка его ведения.

Информация, содержащаяся в реестре сертификатов, должна быть актуальной и защищенной от доступа третьих лиц. Удостоверяющий центр, осуществляющий выдачу сертификатов, обязан:

  • В письменной форме доводить до сведения клиентов информацию о правилах пользования ЭП и средств ЭП, рисках и необходимых мерах защиты;
  • Предоставлять доступ к реестру сертификатов;
  • Обеспечивать сохранность ключей ЭП.

В квалифицированном сертификате, выданном клиенту, УЦ должен указать:

  • Номер сертификата, срок его выдачи и дату окончания действия;
  • СНИЛС;
  • Ключ проверки ЭП;
  • Наименование и адрес УЦ;
  • ФИО владельца сертификата или номер ЕГРЮЛ организации.

Каждый участник электронного взаимодействия имеет право применять любые технологии и технику, при помощи которой можно использовать ЭП и которая не противоречит ФЗ.

Читайте также:  Инструкция по заполнению формы 1 т проф

Законы-предшественники

До принятия законопроекта под номером 63 ФЗ об электронном документе и электронной цифровой подписи до 01.07.2013 г. действовал ФЗ от 10.01.2002 1 «Об электронной цифровой подписи». Однако законопроект содержал много технических и юридических недоработок, которые не позволили широко использовать документы. К ним относят:

  • Наличие одной технологии создания ЭЦП с применением сертифицированных средств;
  • Несовместимость с ключевыми правилами международного права и иностранного законодательства;
  • Возможность применения разных видов ЭП;
  • Возможность использования ЭП только физическими лицами;
  • Непредусмотренную сферу регулирования закона при совершении гражданско-правовых сделок;
  • Несогласованность ФЗ со сторонними законодательными документами о лицензировании деятельности УЦ.

В предшествующем законе существовало единственное понятие ЭП как обязательного реквизита документа, разработанного для защиты от вмешательства третьих лиц. Владельцем сертификата признавался человек, владеющим закрытым ключом, на которого сертификат выписан.

Новый закон в 6 статье предусматривает признание ЭД, подписанного ЭП, равнозначным бумажному документу, если законом не прописано иное. А в редакции 1-ФЗ говорилось о равнозначности подписей, а не документов.

Связанные документы

Регулирование отношений с использованием ЭЦП происходит основным законом об электронном документе и цифровой подписи и иными законодательными актами. Гражданский кодекс РФ определяет:

  • Применение средств ЭП при совершении сделок, предусмотренных действующим законодательством (ст. 160);
  • Заключенный при обмене ЭД договор, пересылаемый по специальным каналам связи. В качестве ЭД признается информация, для создания, отправки, получения и хранения которой используют электронные средства (ст. 434).

ФЗ от 20.07.2017 г. под номером 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет условия составления и заключения сделок с использованием ЭЦП. ГОСТ Р 34.10-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки ЭЦП» прописывает процесс создания и проверки подписи, а закон от 05.04.2013 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентирует осуществление госзакупок во время аукционов.

Приказы ФСБ от 27.12.2011 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» и 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра» регламентируют требования к ПО, сертификатам и ключам проверки подписи, а также устанавливают ряд требований к работе и техническому оснащению УЦ.

Еще один важный документ — постановление правительства РФ от 25.01.2013 г. «Об использовании простой электронной подписи при оказании муниципальных и государственных услуг». Документ обозначает сферы использования ЭЦП, юридическую силу подписи, а также дает определения ключу, видам ЭП и регулирует процесс создания и выдачу ключей.

Статьи законопроекта постоянно дорабатываются в связи с расширением возможностей использования ЭП и развитием информационных и компьютерных технологий. Неподчинение и несоблюдение ФЗ-63 может повлечь приостановление деятельности УЦ, штрафы, обязательные или исправительные работы, лишение должности и даже лишение свободы на срок до 5 лет.

Проект закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция)

ОБ АССОЦИАЦИИ

Ассоциация «РОСЭУ» была образована в начале 2010 года. Ее учредителями стали крупнейшие участники рынка электронных услуг в России. На сегодняшний день «РОСЭУ» это единственное официально зарегистрированное объединение в сфере электронных услуг.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector