No Image

Финансирование муп из местного бюджета

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

В целях финансирования все муниципальные предприятия можно разделить на четыре категории:

1. Муниципальные предприятия, которые изначально и неизбежно убыточны. Очевидно, что сюда входят предприятия, оказывающие населению обязательные услуги, которые в соответствии с решениями органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления должны предоставляться бесплатно.

2. Муниципальные предприятия, имеющие возможность частично работать на принципе хозрасчёта. Сюда относятся предприятия, оказывающие обязательные услуги населению и имеющие возможность получения доходов:

— услуги частично оплачиваются потребителем;

— определённый объём услуг предоставляется бесплатно, сверх этого объёма услуги предоставляются на платной основе;

— услуги и товары могут продаваться на коммерческой основе, но их социальная значимость требует установления предельного уровня тарифов и цен в зависимости от платежеспособности населения.

3. Полностью самофинансируемые предприятия, услуги которых полностью оплачиваются потребителями.

4. Муниципальные предприятия, которые учреждаются в расчёте на их коммерческий успех.

В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут выступать средства:

— местного бюджета, т.е. средства налогоплательщиков;

— внебюджетных фондов органов местного самоуправления;

— немуниципальных фондов, образовавшихся с участием органов местного самоуправления;

— финансово–кредитных организаций, привлечённые средства;

— муниципальных предприятий (самофинансирование);

— других юридических лиц (привлечённые);

— физических лиц (займы, сборы, платежи).

Каким образом органы местного самоуправления и органы управления муниципальными предприятиями должны строить свою финансовую политику, чтобы субъекты финансирования были заинтересованы в направлении средств в эти предприятия? Укрупненно эти условия могут быть сформулированы следующим образом:

— участие в прибыли;

— получение процентов на кредит;

— получение части продукции;

По отношению к предприятиям первой группы, оказывающим услуги бесплатно, органы местного самоуправления должны исходить из обязанностей их финансирования.

По отношению к предприятиям второй группы, оказывающим обязательные услуги населению, но имеющим возможность получения самостоятельных доходов, из бюджетных средств возможно возмещение расходов на оказание бесплатных услуг, и разницу между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплаченных услуг (обязательное бюджетное финансирование).

Третья группа предприятий должна существовать за счёт собственных средств. В отношении этих предприятий проводится политика на перевод их в категорию прибыльных.

Финансирование предприятий четвёртой группы из бюджетных средств недопустимо. Условием финансирования может быть участие в прибыли, при этом финансовая политика органов местного самоуправления по отношению к этим предприятиям должна быть гибкой: нельзя этим предприятиям предоставлять полную свободу распоряжения полученными доходами, так как их основная задача – пополнение муниципальной казны, но нельзя и полностью забирать заработные средства, так как пропадает стимул к эффективной деятельности. Нельзя также устанавливать высокие цены, даже если рынок это позволяет, так как основная функция местной власти – социальная.

Финансово–кредитные организации будут руководствоваться условием получения процентов на предоставленный кредит. Все другие организации и физические лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы в следующих случаях:

— расчёт на участие в прибыли;

— расчёт на получение части товаров и услуг (долевое строительство жилья);

— заинтересованность в благотворительной деятельности.

Рассмотрим, как применяется алгоритм решения вопроса о финансировании муниципальных предприятий на конкретном примере. Допустим, необходимо финансировать муниципальное строительное предприятие в целях строительства муниципального жилья. Определим, к какой категории объектов финансирования относится данное муниципальное предприятие.

Его нельзя рассматривать как убыточное, так как строительная деятельность может осуществляться на прибыльной основе. С другой стороны, оно не может быть заведомо прибыльным в связи с тем, что муниципальное жильё предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. То есть, данное предприятие относится к категории частично самофинансируемых. Следовательно, финансирование этого предприятия из средств местного бюджета или целевых внебюджетных фондов может осуществляться в той части, в которой не может быть произведено за счёт прибыли предприятия, получаемой от строительства других объектов на коммерческой основе.

Объём финансирования, выделяемого на строительство муниципального жилья, может быть недостаточен, поэтому необходимо определить, из каких ещё источников могут быть привлечены средства, и при каких условиях другие субъекты финансирования могут предоставить эти средства.

Остаётся ещё возможность привлечь заёмные средства (средства банков и других кредитных организаций), негосударственных и немуниципальных организаций, физических лиц.

При каких условиях субъекты финансирования могут принять решение о финансировании строительства?

1. Может возникнуть интерес к получению части продукции (жилья);

2. Получение прибыли за счёт продажи жилья.

Предложенный алгоритм имеет следующий вид:

1. Устанавливаются характеристики объекта финансирования;

2. Определяется собственная политика органов местного самоуправления по поводу финансирования объекта из муниципальных средств;

3. Определяется перечень предполагаемых внешних источников финансирования;

4. По отношению к каждому субъекту финансирования, принимающему решение о выделении средств, определяются возможные условия финансирования;

5. Субъектам финансирования направляются предложения;

6. По факту предложений, поступающих от потенциальных субъектов финансирования, принимается окончательное решение об объёме и порядке финансирования.

7.5 Контроль над деятельностью муниципальных предприятий

Каждое предприятие должно обладать большой степенью хозяйственной самостоятельности. Эта предпринимательская свобода необходима для успешного ведения дела и достигается она организационно-правовыми методами, в частности – выбором организационно-правовой формы предприятия, договора. Такая свобода предусматривается ГК РФ.

Но всё же такая самостоятельность не может быть безграничной по следующим причинам:

— социальная значимость для всего населения функций, которые призваны выполнять муниципальные предприятия;

— использование такими предприятиями средств муниципального бюджета;

— монопольное положение большинства муниципальных предприятий.

Эти причины говорят о необходимости установления контроля над деятельностью муниципальных предприятий и расходованием муниципальных средств.

Контроль над деятельностью муниципальных предприятий должен сочетаться с невмешательством муниципальных органов в оперативную деятельность, которая является компетенцией предприятий.

Возникает вопрос о поиске такой формы контроля, которая соответствовала бы всем критериям. Наиболее удачным инструментом контроля может быть создание Наблюдательного Совета в качестве органа, являющегося противовесом директору.

Компетенция Наблюдательного Совета:

— определение стратегии и перспектив развития предприятия;

— определение основных направлений деятельности;

— согласование принципиальных вопросов деятельности;

— заслушивание руководства предприятия;

— утверждение отчётов о его деятельности;

— проверка деятельности и расходования средств.

В сфере муниципальной деятельности жёстко разграничены функции заказчика и исполнителя между муниципальными предприятиями. Одни несут функции заказчика, другие – исполнителя, третьи – передаются по конкурсу частным компаниям.

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 2144 | Нарушение авторских прав

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Читайте также:  Адвокат в ульяновске по уголовным делам

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Правомерно ли осуществлять расходы на ремонт водопроводной сети из бюджета сельского поселения, не передавая денежные средства предприятию, если водопроводная сеть передана в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию ЖКХ (поселение является учредителем), если бюджет сельского поселения не является дотационным в соответствии с положениями ст. 136 БК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на ремонт водопроводной сети, переданной в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию, должно осуществлять данное предприятие. Вместе с тем муниципальному унитарному предприятию может быть предоставлена субсидия из местного бюджета в соответствии со ст. 78 БК РФ в целях ремонта находящегося в собственности муниципального образования имущества. Возможность предоставления такой субсидии должна быть предусмотрена решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Обоснование вывода:
Права собственника в отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение государственному или муниципальному унитарному предприятию, определены положениями ст.ст. 113, 295 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Выполнение работ по содержанию и ремонту такого имущества к числу указанных правомочий собственника не относится. Соответственно, муниципальное унитарное предприятие обязано самостоятельно осуществлять ремонт полученного на праве хозяйственного управления имущества (смотрите, в частности, Апелляционное определение СК по административным делам Архангельского областного суда от 30.11.2015 по делу N 33-6343/2015).
В то же время бюджетное законодательство РФ предусматривает возможность предоставления из местного бюджета субсидии муниципальному унитарному предприятию. Такие субсидии могут быть предоставлены унитарным предприятиям в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных), выполнением работ, оказанием услуг.
Исходя из пп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии таким юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные (муниципальные) правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны устанавливать в том числе категории и критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидии, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Анализ нормативных актов различных публично-правовых образований показывает, что практика субсидирования муниципальных унитарных предприятий распространена достаточно широко, при этом субсидии могут быть предоставлены на различные цели:
— на финансовое оздоровление (предупреждение банкротства)*(1);
— на содержание, модернизацию, капитальный ремонт и восстановление муниципального имущества*(2);
— в целях возмещения затрат, в связи с выполнением работ по ремонту и содержанию объектов коммунального хозяйства*(3), а также в связи с выполнением мероприятий в области коммунального хозяйства*(4);
— на осуществление различных мероприятий, связанных с содержанием муниципального имущества*(5);
— на возмещение затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией имущества, находящегося в муниципальной собственности*(6) и др.
Таким образом, расходы на ремонт водопроводной сети, переданной в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию, должно осуществлять данное предприятие. Вместе с тем муниципальному унитарному предприятию может быть предоставлена субсидия в соответствии со ст. 78 БК РФ в целях ремонта находящегося в собственности муниципального образования имущества. Возможность предоставления такой субсидии должна быть предусмотрена решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

29 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Постановление администрации муниципального образования "Славский городской округ" Калининградской области от 14.07.2017 N 1677 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям на погашение кредиторской задолженности за топливно-энергетические ресурсы и (или) финансовое обеспечение (возмещение) стоимости мероприятий по подготовке к отопительному сезону за счет средств бюджета муниципального образования "Славский городской округ"; постановление Администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от 08.10.2013 N 4002 "Об утверждении порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям муниципального образования город-курорт Анапа из бюджета муниципального образования город-курорт Анапа".
*(2) Постановление администрации муниципального образования "Светловский городской округ" Калининградской области от 23.08.2016 N 811 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "Светловский городской округ" муниципальным унитарным предприятиям муниципального образования "Светловский городской округ" на содержание, модернизацию, капитальный ремонт и восстановление муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий".
*(3) Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 07.05.2015 N 1399 "О порядке предоставления из бюджета города Дзержинска субсидий муниципальным унитарным предприятиям, в целях возмещения затрат, в связи с выполнением работ по ремонту и содержанию объектов водоканализационного хозяйства"; постановление администрации Родионово-Несветайского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области от 01.04.2016 N 126 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета Родионово-Несветайского сельского поселения в части возмещения затрат по ремонту и содержанию водопроводной сети муниципальным унитарным предприятиям Родионово-Несветайского сельского поселения, осуществляющим деятельность по удовлетворению общественных потребностей в водоснабжении".
*(4) Постановление администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого района Нижегородской области от 18.10.2016 N 209 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям".
*(5) Решение Совета Савинского муниципального района Ивановской области от 24.07.2014 N 26-р "О порядке предоставления субсидий из бюджета Савинского муниципального района муниципальным унитарным предприятиям, расположенным на территории Савинского района".
*(6) Постановление администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области от 25.04.2014 N 405 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям Нязепетровского муниципального района".

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Жилищно-коммунальное хозяйство, риэлторская деятельность ›
  • Коммунальные услуги — оказание ›
  • Бюджетное финансирование предприятий жилищно-коммунального комплекса

Бюджетное финансирование предприятий жилищно-коммунального комплекса

Бюджетное финансирование предприятий жилищно-коммунального комплекса

Бюджет, согласно российскому бюджетному законодательству, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств по определенному назначению, в том числе и для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Читайте также:  Нужно ли заключать договор с адвокатом

Бюджетное финансирование получают и организации жилищно-коммунального комплекса. О том, как осуществляется учет полученных из бюджета сумм организациями жилищно-коммунального комплекса при налогообложении, мы и расскажем в этой статье.

Прежде всего, определим, какие предприятия и организации относятся к жилищно-коммунальному комплексу, для чего обратимся к Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения №22-ЖКХ (сводная) Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы, утвержденным Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41. Пунктом 5.11 названного документа к организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ. Управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) также включены в состав организаций ЖКХ.

Минрегионом Российской Федерации, Общероссийским отраслевым объединением работодателей Союз коммунальных предприятий, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 года утверждено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 2016 годы (далее Соглашение). В Приложении №1 к Соглашению приведен перечень организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к этому соглашению. В этот перечень включены следующие организации:

— специализированные комбинаты радиационной безопасности Радон;

— организации коммунального водоснабжения и водоотведения;

— организации коммунального электроснабжения;

— организации коммунального теплоснабжения;

— организации по газификации и эксплуатации газового хозяйства;

— организации по эксплуатации и ремонту лифтового хозяйства;

— организации по эксплуатации и ремонту дорожно-мостового хозяйства;

— ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда и другие работы в жилищно-коммунальном хозяйстве;

— мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, мусороперегрузочные станции, полигоны захоронения твердых бытовых отходов;

— подрядные и другие организации, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

— организации ритуального обслуживания, в том числе по организации похоронного дела;

— организации по механизированной уборке, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований;

— организации банно-прачечного хозяйства;

— организации гостиничного хозяйства;

— организации, осуществляющие прочие виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве;

— многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства.

В статье мы будем рассматривать бюджетное финансирование организаций ЖКХ, созданных в форме муниципальных унитарных предприятий.

Унитарным предприятием на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Право хозяйственного ведения это предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества.

Как установлено пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных названным выше Законом №161-ФЗ и иными правовыми актами.

В каких формах осуществляется бюджетное финансирование? Для ответа на этот вопрос обратимся к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (далее БК РФ). Анализ норм бюджетного кодекса показывает, что одной из форм предоставления бюджетного финансирования являются субсидии.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг, что следует из статьи 78 БК РФ. Субсидии предоставляются из федерального бюджета, из бюджета субъектов Российской Федерации, а также из местного бюджета. Причем нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять:

— категории и (или) критерии отбора юридических лиц производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

— порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Следует отметить, что юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) могут предоставляться гранты в форме субсидий, в том числе на конкурсной основе, что следует из пункта 7 статьи 78 БК РФ. Указанные субсидии предоставляются в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Порядок предоставления названных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными вышеизложенным абзацем.

Как учитываются суммы поступившего бюджетного финансирования в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли муниципальным унитарным предприятием? Для ответа на этот вопрос обратимся к положениям бухгалтерского и налогового законодательства.

Из выше изложенного следует, что бюджетные средства организации могут получать только на определенные цели, то есть они являются целевыми. В бухгалтерском учете такие финансовые ресурсы получили название целевого финансирования.

Бухгалтерский учет средств целевого финансирования имеет свои особенности, в связи с чем, в учетной политике организации следует утвердить свой порядок их учета в части получения и использования.

Нормативно правовые документы бухгалтерского учета не содержат отдельного самостоятельного понятия целевого финансирования, тем не менее, о том, какие средства учитываются в составе целевого финансирования можно узнать из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н (далее соответственно План счетов бухгалтерского учета, Инструкция).

Читайте также:  Заключение брака после рождения ребенка

Как известно, Планом счетов бухгалтерского учета для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счет 86 Целевое финансирование. Причем Инструкцией к счету 86 Целевое финансирование определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других.

Если целевое финансирование осуществляется за счет бюджета, то средства, получаемые организацией, могут рассматриваться в качестве государственной помощи. Поэтому в такой ситуации организации придется руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету Учет государственной помощи ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №92н (далее ПБУ 13/2000).

Отметим, что в этом случае организации придется закрепить в учетной политике порядок поступления бюджетных средств в организацию.

Как следует из пункта 5 ПБУ 13/2000, организация принимает бюджетные средства к учету при наличии следующих условий:

— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и тому подобное;

— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Причем в силу пункта 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства в качестве целевого финансирования могут приниматься к учету по мере:

— возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;

— фактического получения средств.

Учитывая то, что бухгалтерский стандарт содержит два варианта учета бюджетных средств в качестве средств целевого финансирования, в учетной политике организация должна закрепить тот, который будет ею использоваться.

Кроме того, в своем нормативном документе придется закрепить порядок отражения в бухгалтерском балансе остатка средств целевого финансирования.

В соответствии с пунктом 20 ПБУ 13/2000 остаток средств целевого финансирования может отражаться в балансе:

— по статье Доходы будущих периодов;

— обособленно в разделе Краткосрочные обязательства.

Как уже было отмечено, информация о средствах целевого по-ступления отражается организацией на счете 86 ЗЦелевое финансированиеИ.

Целевые поступления, полученные в качестве источников фи-нансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 ЗЦелевое финансированиеИ в корреспонденции со счетом 76 ЗРасчеты с разными дебиторами и кредиторамиИ.

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 Целевое финансирование в корреспонденции со счетами:

83 Добавочный капитал при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

98 Доходы будущих периодов при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и тому подобного.

Причем организация должна организовать ведение аналитического учета по счету 86 Целевое финансирование по назначению целевых средств и по источникам их поступления.

Исходя из специфики своей деятельности, в учетной политике организации следует закрепить виды средств, учитываемые ею в качестве целевого финансирования.

Так, например, если организация ЖКХ является продавцом товаров (работ, услуг), цены на которые подконтрольны государству, или же продажа товаров (работ, услуг) осуществляется с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования ею будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых ею на покрытие убытков или на компенсацию расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным ценам или с учетом льгот.

Напомним, что с точки зрения главы 25 НК РФ все доходы налогоплательщика делятся на налогооблагаемые доходы и доходы, не учитываемые при налогообложении. Из состава налогооблагаемых доходов исключаются доходы, прямо перечисленные в статье 251 НК РФ. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, закрытый, и не подлежит расширительному толкованию.

Так как средства целевого финансирования включены в данный перечень, то понятно, что суммы целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. На это указывает и подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, при определении налоговой базы не учитываются.

Однако это возможно только при выполнении некоторых условий налогоплательщиком. Помимо соблюдения целевого использования полученных средств, налогоплательщик обязан организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Такие разъяснения даны специалистами Минфина Российской Федерации в письме от 4 сентября 2009 года №03-03-06/1/574.

Как разъяснили финансисты в своем письме от 11 апреля 2008 года №03-03-06/4/26 применительно к ряду доходов, относящихся к средствам целевого финансирования, помимо соблюдения их целевого назначения предъявляются дополнительные условия исключения этих доходов из налоговой базы. Получатели доходов в виде целевого финансирования обязаны не только соблюдать их целевое назначение, но и выполнять иные, установленные источником средств целевого финансирования, условия их предоставления.

Например, источник средств целевого финансирования может определить допустимые формы и сроки использования средств, а также предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода. Соблюдение этих условий обязательно для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Если нарушается целевое использование полученных средств, то организация должна включить полученные средства в налогооблагаемую базу. Причем, в налоговую базу, помимо средств целевого финансирования, включаются и суммы доходов, полученных от их нецелевого использования. В письме Минфина Российской Федерации от 19 августа 2009 года №03-03-06/4/68 финансисты указывают на то, что суммы процентов, полученных организацией от временного размещения целевых средств на депозитных счетах в банках, на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ учитываются в составе внереализационных доходов.

Если все средства целевого финансирования использованы не по назначению, то вопрос ясен Р с них придется заплатить налог. А как быть в том случае, если использование полученных средств не по назначению осуществлено лишь в части целевого финансирования. Фискальные органы, конечно же, будут настаивать на том, что налогоплательщик обязан заплатить налог со всего объема целевого финансирования. Вместе с тем, такого требования сам НК РФ не содержит.

Учитывая это, организации, по мнению автора, нужно в своей налоговой политике предусмотреть положение о том, что в такой ситуации под налогообложение подпадают исключительно сами средства, использованные не по назначению. При возникновении спорной ситуации это может стать серьезным аргументом в свою защиту.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector