No Image

Что значит стаж работы по специальности

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Определенные условия труда имеют большое значение при начислении пенсии. Несмотря на реформирование системы социального обеспечения, они по-прежнему создают предпосылки для начисления льгот. В частности, такие преференции сохранились при наличии специального трудового стажа.

Что такое специальный трудовой стаж, его виды

Сухая формулировка специального трудового стажа (СТС) гласит, что это определенный период времени в течение всей трудовой деятельности гражданина, который распространяется на работу в особых социальных условиях либо на осуществление своих профессиональных навыков в специальных условиях труда. Учитывается преимущественно при расчете пенсионных льгот, а именно: для досрочного прекращения трудовой деятельности или получения повышенных выплат по ее результатам.

Как правило, СТС – это период работы в условиях, которые можно назвать:

  • тяжелыми;
  • вредными;
  • опасными.

Кроме того, СТС присваивается по результатам выполнения обязанностей при нахождении в определенных должностях. Нередко его уравнивают с профессиональной выслугой, которая присваивается гражданам, занятым в:

  • педагогической сфере;
  • системе здравоохранения;
  • гражданской авиации;
  • государственных органах;
  • Вооруженных Силах, а также особам, находящимся на военной службе (сюда относятся и внутренние органы);
  • сфере искусства.

Безусловно, формулировка достаточно расплывчатая, но на данный момент она законодательно не зафиксирована. Впервые была принята 20.11.1990 г. в Законе РФ, который утратил свою силу, а именно: «О государственных пенсиях в РФ».

СТС также предполагает специальный режим начисления пенсий для граждан, вне зависимости от прерывности/длительности трудоустройства или ведения общественно-полезной деятельности:

  • в климатических зонах со сложными погодными условиями, в частности, Крайнего Севера;
  • в зонах радиоактивного загрязнения;
  • на подземных или горячих работах.

Законодательная база, регулирующая вопросы по СТС

Единым правовым актом, который объединяет все нормы, регулирующие трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ. Его приняли 21.12.01, однако в нем нет понятия специального трудового стажа, хотя отдельные упоминая о специальных условиях труда встречаются.

Особые условия труда отдельно оговорены в правительственном постановлении №665. Его приняли 16.07.14 г., в тексте детально перечисляются все списки работ, должностей, профессиональной деятельности и существующих производств, которые можно отнести к вредным, опасным, тяжелым.

Кроме того, существует множество федеральных законов РФ со всеми правками и изменениями, регулирующих трудоустройство, льготы и особенности последующего начисления пенсий у разных категорий граждан. В частности:

  • №400-ФЗ (1.01.15), определяющий, в том числе, и расчет страховых пенсий;
  • №173-ФЗ (17.12.01), принятый для определения разных видов деятельности при расчете трудового стажа;
  • №166-ФЗ (15.12.01), в целом регулирующий пенсионное обеспечение;
  • №76-ФЗ (27.05.98), определяющий статус военнослужащих, а также №4468-1 (12.02.93) – их пенсионное обеспечение и №306-Ф3 (7.07.11) – все виды денежных выплат;
  • №10-ФЗ (12.01.96), соответственно – профсоюзов;
  • №3061-I (18.06.92) – для всех категорий граждан, которые испытали последствия от взрыва на ЧАЭС;
  • №384 (5.07.91) – для сотрудников авиационных служб.

До сих пор имеют актуальность списки должностей, специальностей, специальных работ и производств, которые задекларированы в 29-м постановлении Минтруда РФ (22.05.96). Правда, теперь они зафиксированы в правительственном постановлении №781 (29.10.02) и №516 (11.07.02). Их используют при назначении пенсионного обеспечения по выслуге, досрочного выхода на пенсию, а также при определении особых условий труда. Они утверждают возможность досрочного прекращения трудовой деятельности и выход на пенсию. Подробнее о минимальном стаже — читать тут.

Какие профессии входят в специальный трудовой стаж?

Среди профессий, период работы в которых причисляется к СТС, выделяют такие группы:

  • Осуществление педагогической деятельности. В эту группу включаются все профессии, связанные с преподаванием, методической и руководящей работой, вне зависимости от возраста и категорий учащихся. Составляет порядка 25 лет в зависимости от условий занятости.
  • Летно-испытательная служба, в том числе и космонавтика: летный, инженерно-технический и инспекционный состав, включая время обучения.
  • Военная служба: на территории РФ, в объединенных группировках СНГ и стран военного сотрудничества. До 01.01.95 – в военных образованиях стран СНГ. В СТС включается период занятости после перехода с военной на государственную службу; время плена либо безвестная пропажа, необоснованное прекращение службы, в том числе и арест, после официального восстановления или оправдания. Органы внутренних дел, пенитенциарная, налоговая, таможенная, прокурорская служба. Работники противопожарной безопасности и МЧС.
  • Государственная служба.
  • Медицинская сфера. При осуществлении лечебной практики или деятельности по защите здоровья граждан. В зависимости от места работы (сельская местность или города, а также разные виды других населенных пунктов) СТС для выхода на пенсию может составлять 25-30 лет.

Порядок исчисления

При расчете СТС для назначения пенсии необходимо в первую очередь руководствоваться нормами законодательства, определяющими перечень работ, специальностей и условий труда, которые можно отнести к особым или специальным.

Читайте также:  Вопрос юристу по недвижимости бесплатно

В общий СТС в том числе засчитывают:

  • испытательный срок, по прошествии которого соискатель оформляется/не оформляется на работу;
  • период осуществления профессиональной деятельности в специальных условиях, которые определены вредными, опасными или тяжелыми. СТС не обязательно имеет непрерывный характер. Это суммарный период времени, проведенный на таких работах;
  • междусменный и межвахтовый отдых засчитывается наравне с СТС;
  • беременность, а также последующий отпуск по уходу за детьми. Берется в расчет даже при условии, если женщина перевелась на обычную работу, которой нельзя присвоить «специальные» или «особые» характеристики;
  • периоды официально зафиксированных болезней (временной нетрудоспособности);
  • очередные (оплачиваемые/неоплачиваемые) отпуска;
  • нарушение договора (трудового/коллективного) со стороны руководящего состава предприятия, а именно: незаконное увольнение или вынужденные прогулы.

В зависимости от условий трудоустройства, специальный трудовой стаж начисляется по-разному. Например:

  • Один полный сезон работ (навигационный период) берется за год обычной трудовой деятельности.
  • Полуторный размер трудового стажа присваивается по факту наличия СТС на Крайнем Севере или в аналогичных условиях.
  • Двойной коэффициент расчета был установлен для работников противочумных заведений и лепрозориев. Действие охватывало период Великой Отечественной войны.
  • Тройной – для участников военных действий; переживших блокаду Ленинграда; реабилитированным узникам концлагерей и репрессированным гражданам.

Стаж за тяжелую работу суммируется к нормальному стажу. Такая последовательность предусмотрена при расчете пенсии работникам:

  • спецпредприятий и их обособленных подразделений;
  • занятым с источниками радиации, вредными излучениями и редкоземельными металлами.

При расчете специального трудового стажа рекомендуется обращаться за уточнениями к специалистам из-за большого объема информации и многочисленных правок, вносившихся в разное время. Законодательной базой по долгу службы в совершенстве владеют специалисты кадровых служб, юридические консультанты, а также сотрудники пенсионного фонда.

Стаж работы по специальности — это продолжительность профессиональной деятельности согласно квалификационному документу (диплом, сертификат, свидетельство и пр.). Этот стаж подтверждает наличие у работника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность работнику в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ статус адвоката вправе получить лицо, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прошедшее стажировку в адвокатском образовании в определенные этим законом сроки. При этом Закон N 63-ФЗ указывает, что в стаж, необходимый для приобретения указанного статуса, включается работа в муниципальных должностях, требующих юридического образования; в качестве судьи, помощника адвоката, нотариуса и др.

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет. На должности прокурора субъекта РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, достигшие 30 лет и имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 установил, что судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет и т.д. При этом в стаж работы по юридической профессии данный Закон включает время работы в государственных должностях, требующих юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ; муниципальных должностях, в т.ч. в органах местного самоуправления и др.

Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Это предусмотрено Федеральным законом от 30.05.2001 N 70-ФЗ.

СТРАХОВОЙ СТАЖ

1. Страховой стаж, учитываемый при назначении пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам >>>

1.1. Подсчет стажа при назначении пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам >>>

1.2. Периоды работы (иной деятельности), включаемые в страховой стаж при назначении пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам >>>

1.3. Платежи на социальное страхование в целях подсчета страхового стажа >>>

1.4. Документальное подтверждение периодов работы (иной деятельности), включаемых в страховой стаж

2. Страховой стаж, учитываемый при назначении пенсии >>>

Читайте также:  Ветеран труда как получить в твери 2018

2.1. Периоды работы (иной деятельности), включаемые в страховой стаж при назначении пенсии >>>

2.2. Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии >>>

2.3. Особенности учета страхового стажа >>>

Впервые в российском законодательстве понятие страхового стажа появилось в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ и определялось как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, за которые уплачиваются страховые взносы.

Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ дает следующее определение: страховой стаж— суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

С 01.01.2002 и по настоящее время под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Это установлено Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (далее — Закон о трудовых пенсиях).

Таким образом, в настоящее время законодательно определены две разновидности страхового стажа, которые учитываются при назначении:

— пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 1785 | Нарушение авторских прав

Определение понятия стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, а также порядок его исчисления Федеральным законом № 79-ФЗ и Указом № 1131 не установлены.

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

В квалификационных характеристиках и квалификационных справочниках, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, стаж работы по специальности определен с учетом образования по данной специальности и включен в требования к квалификации.

Понятия квалификации, специальности и направления подготовки содержатся в законодательстве Российской Федерации об образовании.

Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ под квалификацией понимается уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Конкретный уровень знаний, умений, навыков и компетенций приобретается в ходе получения образования конкретного уровня и специальности, направления подготовки.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ» под специальностью понимается комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.

Исходя из понятия профессионального образования, определенного подпунктом 12 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ, возможность осуществления профессиональной деятельности в определенной сфере и (или) выполнения работы по конкретным профессии или специальности возникает после приобретения обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирования компетенции определенных уровня и объема.

Таким образом, в стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды деятельности в соответствии со специальностью (направлением подготовки), которая определена в качестве квалификационного требования в должностном регламенте гражданского служащего после получения диплома бакалавра, специалиста или магистра, подтверждающего наличие комплекса знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для замещения должности гражданской службы в рамках соответствующего направления деятельности (специализации по направлению деятельности).

Указанная позиция соответствует судебной практике. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2012 года № АКПИ12-1080 признано правомерным решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о включении в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, времени работы на тех должностях, на которых заявитель работал после получения диплома о высшем юридическом образовании и для замещения которых обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования, что явилось основанием для вывода об отсутствии у заявителя необходимого стажа для назначения на указанную должность. Аналогичное решение содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2009 года № 41-Г09-21.

Подход, при котором в стаж работы по специальности, направлению подготовки, могут включаться периоды работы гражданина вне зависимости от наличия диплома бакалавра, специалиста, магистра, подтверждающего получение профессионального образования по соответствующей специальности, направлению подготовки, влечет за собой негативные последствия. В данном случае возникают высокие риски формирования на гражданской службе неквалифицированного кадрового состава, не способного на должном профессиональном уровне исполнять должностные обязанности, обусловленные высокой степенью ответственности в силу сложности и общественной значимости выполняемых государственными органами функций. На должности гражданской службы при данном подходе будут назначаться граждане, не обладающие образованием по направлению подготовки, специальности, соответствующим направлениям деятельности и специализациям по направлениям деятельности, и одновременно имеющие стаж работы по специальности, направлению подготовки, приобретенный, в том числе в период получения среднего общего образования и высшего образования. Учитывая, что указанные граждане не имеют комплексных глубоких знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной профессиональной служебной деятельности, указанная практика в целом создает риски снижения качества государственного управления.

Читайте также:  Отказ от госпитализации новорожденного

Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) требуется сопоставить специальность (направление подготовки), указанную в должностном регламенте, с наименованиями должностей, замещаемых гражданином (гражданским служащим), а также характером выполняемых им ранее должностных обязанностей.

Наименование и продолжительность замещения гражданином (гражданским служащим) должностей, характер выполняемых должностных обязанностей, определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой гражданином (гражданским служащим) при поступлении на гражданскую службу (замещении должности гражданской службы), а также его резюме.

Кроме того, следует проверить наличие у гражданина (гражданского служащего) диплома бакалавра, специалиста или магистра, подтверждающего наличие у него образования по специальности (направлению подготовки), указанной в должностном регламенте.

Требования к продолжительности стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки установлены Указом № 1131.

Требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки не включаются в Справочник. Они включаются в профиль должности и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ в должностной регламент.

3.3. Определение требований к профессиональным знаниям и навыкам[13]

Требования к профессиональным знаниям и навыкам определяются с учетом специализаций по направлениям деятельности, а также включаемых в профиль должности и должностной регламент соответствующих целей и задач, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей гражданского служащего.

Указанные профессиональные знания могут включать:

знание законодательства, включая определенные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности;

знание правоприменительной практики, включая определенные определения и постановления судов Российской Федерации;

знание писем государственных органов, содержащих разъяснения по определенным вопросам;

иные знания, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности, которые отсутствуют в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности. Например, для должностей категории «руководители» ведущей группы должностей гражданской службы в рамках направления деятельности «Регулирование государственной гражданской службы» и специализации по данному направлению деятельности «Развитие кадровых технологий на государственной гражданской службе», реализуемых в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, необходимо знание основных моделей и концепций государственной службы.

Требования к профессиональным навыкам должны быть конкретны и не должны выходить за рамки направления деятельности и специализации по направлению деятельности. Например, навык определения оптимальных методов и инструментов современных кадровых технологий в зависимости от целей и задач организации, функций и полномочий. Указанный навык необходим для исполнения должностных обязанностей по должностям категории «специалисты» главной группы должностей гражданской службы в рамках направления деятельности «Регулирование государственной гражданской службы» и специализации по данному направлению деятельности «Развитие кадровых технологий на государственной гражданской службе», реализуемых в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

Следует отметить, что знание государственного языка Российской Федерации (русского языка), правовые знания основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции, знания основ делопроизводства и документооборота, знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий, включенные в базовые квалификационные требования и содержащиеся в первом разделе Справочника, необходимы для замещения должностей гражданской службы вне зависимости от направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности. В этой связи указанные знания и навыки, как правило, не включаются в функциональные квалификационные требования. В случае если для должностей определенной категории и группы специфика исполняемых должностных обязанностей требует более углубленных указанных знаний и навыков, содержащихся в базовых квалификационных требованиях, то после их определения они включаются в функциональные квалификационные требования.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам отражаются в графе «Требования к профессиональным знаниям и навыкам» таблиц, разрабатываемых в соответствии с унифицированной формой, руководствуясь пунктами 5, 7 и 8 Рекомендаций.

Примеры указанных требований содержатся в третьем разделе Справочника.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock detector